Вот 19-летний солдат бропедивизиона Ганс Аппельфохт. Этот молодчик пытается убедить нас, что, вступив в армию, он потерял связь с юношеской фашистской организацией «Гитлерюгенд», так как, мол, в армии никакой работы ни эта организация, ни нацистская партия не проводят.
– Так ли это?
Все молчат. Но вдруг, к большому неудовольствию молодых гитлеровцев, Курт Фанто, австриец, портной-подмастерье из Нейштадта, простодушно восклицает:
– Все, кто состоят в «Гитлерюгенде» или в партии наци, засекречены!
Другие пленные подтверждают, что в частях, не состоящих в разряде отборных, принадлежность к наци засекречивается, чтобы легче было шпионить внутри части и следить за солдатами.
Ганс Аппельфохт, который не особенно долго скрывал свою принадлежность к «Гитлерюгенду», заявляет:
– Воевать я не хотел, и против войн вообще.
– Зачем же вы пошли добровольцем в армию?
– Я думал, что мы будем только проходить через другие страны, но не воевать. Нам говорили, что у вас нет ни танков, ни самолетов.
Пожилой Альфред Нокс говорит:
– Мы измотались и давно бросили бы воевать, да вот эти... – И Нокс укоризненно тычет заскорузлым пальцем в двух рядом сидящих парней. – Они – бойцы охранных отрядов «СС», опора Гитлера и наше несчастье.
Кто же эти два белокурых парня, причесанные а ля Гитлер?
Один из них Ганс Рихард. Ему 22 года, но выглядит он значительно старше. Испитое, тупое лицо. Через левую щеку проходит широкий рубец – след бандитских похождений. Два года назад, работая продавцом в Гамбургском магазине, Ганс проворовался. За жульничество и клевету товарищи по портовой мастерской, куда Рихард сумел пробраться, избили его и приказали больше туда не показываться. Вскоре началась война с Польшей, и в армии Рихард быстро заслужил благоволение начальства.
– Расскажите о ваших подвигах.
Пленный молчит, потом раздраженно отвечает:
– Я точно выполнял приказ фюрера, вел борьбу с антигерманскими настроениями.
Все раз'ясняет друг Рихарда по роте Макс Шахт. Оказывается, активно бороться с антигерманскими настроениями – это значит уничтожать поляков, украинцев, евреев.
Вместе с другими разбойниками из охранных отрядов «СС» Рихард сгонял к мосту на Висле сотни женщин и детей. На глазах у родителей он разбивал головы грудным младенцам. Он находил наслаждение в том, что подбирал растерзанные трупы и сбрасывал их с моста в воду. Вместе с ним сложил оружие и 19-летний Отто Курзнер. Не так давно вместе с другими такими же молодчиками Курзнер маршировал по улицам Кенигсберга и задорно кричал: «В поход на Россию!» Плутовато поводя глазами, он изворачивается:
– Я понял теперь, что такое поход на Россию. Это – авантюра. Мы здорово ошиблись...