Герой эстонского народа
Бойцы только что вернулись с передовых позиций. За чисткой винтовок они оживленно беседовали.

– Так, говоришь, один он управлялся с пулеметом?

– Один, да еще раненый.

– Вот это да! – восторженно воскликнул ефрейтор. – А фамилия его как?

– Фамилия трудная. Кажется, Мюрк. Эстонец он.

Подошедший политрук подтвердил:

– Да, да. Капитан Эдуард Мюрк. Весь фронт говорит сегодня о нем. Это настоящий герой эстонского народа.

Подвиг капитана Мюрка, о котором говорили бойцы, был совершен в такой обстановке. Наши занимали оборону. Подступы к ней удерживало стрелковое отделение, усиленное станковым пулеметом. Отделение расположилось на высоте и могло вести огонь по фронту и на оба фланга. Эта высота господствовала над окружающей местностью.

В начале боя немцы не учли тактического значения высоты, оставили ее в покое и попробовали ударить в лоб по переднему краю обороны. Отделение открыло уничтожающий огонь, и враги сразу же откатились назад. Вторая попытка атаковать им тоже не удалась. Тогда фашисты ринулись уже на высоту, но опять были отбиты. Они притихли и долгое время не решались на новую атаку. Наши бойцы пристально наблюдали за вражеским лагерем.

– Товарищ командир отделения, ползут! – раздался голос красноармейца.

Укрываясь в складках местности, к высоте ползли немцы, образуя полукруг. Каждый из них тащил за собой что-то тяжелое. Это двигался фашистский взвод, вооруженный пулеметами. Понеся потери при первых атаках, немцы решили во что бы то ни стало овладеть высотой, а затем уже развивать наступление по всему фронту. Высота с пулеметом была для них бельмом на глазу.

Немцы открыли ожесточенный огонь. Им отвечали наши стрелки и станковый пулемет. И вот наступил момент, когда наш пулемет дал очередь и замолчал. Пулеметчик был выведен из строя. Тогда немцы начали быстрее продвигаться вперед.

В этот момент здесь оказался капитан Мюрк. Не раздумывая, подбежал он под градом пуль к замолкшему пулемету и внезапной короткой очередью ударил по фашистам, которые уже с криком неслись на вершину высоты. Несколько человек упало. Остальные, опешив от неожиданной пулеметной очереди, на секунду застыли и потом пустились обратно.

Вновь застрочили немцы из всех пулеметов, поливая высоту свинцовым дождем. Пули сыпались со всех сторон – справа, слева, спереди. Мюрк спокойно отвечал короткими очередями. Его рассчитанный и меткий огонь один за другим выводил из строя фашистские пулеметы. Вражеская пуля впилась в руку героя, но он не отрывал руку от пулемета, попрежнему стреляя сосредоточенно и спокойно. Немцы были прижаты к земле, продвигаться дальше им не позволял капитан Мюрк.

Прошло полчаса. С каждой минутой патронов становилось все меньше и меньше. На 45-й минуте Мюрк вставил в пулемет последнюю ленту. Теперь он стрелял с длительными перерывами, только наверняка.

В это время наблюдатели соседней артиллерийской батареи пристально всматривались туда, где капитан Мюрк вел неравный бой.

– Немцы атакуют высоту! – воскликнул один наблюдатель и сообщил об этом командиру. В сторону врага полетел снаряд, а за ним другой, третий. Снаряды легли точно в цель, и вражеский огонь ослаб.

Капитан Мюрк облегченно вздохнул, достал индивидуальный пакет, перевязал раненую руку. Вскоре к высоте подошли бойцы с патронами. Мюрк заложил в пулемет новую ленту и опять начал бить, но уже не по атакующим, а по улепетывающим во все лопатки немцам.

Так, в течение 45 минут капитан Эдуард Мюрк противостоял целому вражескому взводу, вооруженному пулеметами. Он не только задержал продвижение фашистов, но и нанес им большие потери. Вот почему в этот день с таким восторгом говорили о нем бойцы и командиры.

Действующая армия. (По телеграфу)
^