Авантюристически кидаемые вперед фашистскими бандитами, мотомеханизированные войска часто теряют связь с пехотой и базами, обнажают фланги, подставляют себя под удары красноармейских частей. Поучительным примером того, как советские воины изолируют прорвавшиеся части противника и громят их по частям, служит недавний бой в районе населенного пункта Г.
Наш батальон, двигаясь с востока на запад, достиг рощи «Зеленая». По предварительным данным, нам было известно, что отряд фашистских войск вышел из Н. и Б. и держит путь на селение Г. Высланные затем вперед и на фланги разведчики нарисовали более обстоятельную картину. Оказывается, пункт Г. уже занят врагом, а с запада и юга сюда прибывают его новые подразделения: мотоциклисты, танки, мотопехота.
Таким образом, стало ясно, что батальону предстоит бой с вражескими передовыми отрядами, вклинившимися в глубину нашего расположения. Стало ясно и другое – придется действовать в сложных условиях на местности, труднопроходимой для обоза. Оценка обстановки подсказала такое решение: применить маневр обхода с последующим окружением противника. Батальон получил задачу – двигаясь южнее населенного пункта Г., выйти к высоте с отметкой 15,0, занять ее и тем самым перерезать шоссейную дорогу из Н.
Кустарники, лес, болотистые участки затрудняли движение. Обоз и артиллерию пришлось оставить: при всей их важности они в этих условиях только сковывали бы подразделения. Обходя противника слева, требовалось обезопасить себя от возможного удара с южного направления по дороге из пункта Б. Здесь был выставлен сильный заслон из пехоты с приданными пушками и пулеметами. Мы провели необходимую подготовку и двинулись в путь.
Успех обходного маневра во многом зависел от скрытности действий, от умения соблюдать строжайшую маскировку. Роты шли расчлененно, выслав вперед разведку, а с фронта и открытого фланга выставив непосредственное охранение. До слуха бойцов отчетливо доносился шум моторов: это мчались немецкие автомашины, танки, мотоциклы. Однако никто не поддался соблазну немедленно ударить по врагу. Каждый понимал, что батальон выполняет ответственную боевую задачу и всякая поспешность может лишь навредить. Люди шли тихо, ничем не выдавая себя, исполненные одной мысли – скорее очутиться у цели.
Скоро батальон вышел в назначенный район. По дороге то и дело носились фашистские мотоциклисты, вооруженные автоматами и легкими пулеметами. Выбрав наиболее подходящий момент, рота под командой Гратинича уничтожила несколько мотоциклистов, захватила дорогу и расположилась фронтом на восток. Следом за ней, в том же направлении, заняла оборону и первая рота. Третья рота готовилась к отражению врага из Н.
Неприятель делал отчаянные попытки прорваться сквозь кольцо с востока и запада. Он пустил бронемашины, но первая же из них взлетела в воздух, наткнувшись на мины, расставленные нашими саперами. Остальные машины повернули назад. Энергичными действиями всего батальона фашисты были окружены, а потом при помощи других подразделений полка, наступавших с фронта, полностью уничтожены.
Блестяще действовала в этом бою артиллерия. Поскольку местность не позволила иметь орудия непосредственно с батальоном, они оставались в распоряжении командира полка, готовые по первому нашему требованию открыть сокрушительный огонь. Когда фашисты, попав в ловушку, начали яростно пробиваться назад, мы связались с артиллеристами, и тотчас загремели орудийные выстрелы. Огонь управлялся через наблюдательные пункты, которые не отрывались от стрелковых рот.
Обход фланга и выход в тыл – уязвимое место врага. Стремление фашистов двигаться узким фронтом, вклиниваться в боевой порядок наших частей позволяет наносить по врагу могучие удары с фланга и тыла. Надо всегда быть в курсе обстановки и, умело маневрируя своими силами и средствами, окружать противника, уничтожать его по частям.