Беспощадно истреблять фашистские самолеты
Фашисты хотели господствовать в советском небе, как они господствовали над полями сражений в Польше, во Франции, на Балканах. Еще 30 июня они объявили советскую авиацию «уничтоженной». Прошло немногим более месяца, а уже тысячи фашистских стервятников прекратили свое существование под ударами «несуществующих» советских самолетов. Геббельсовские брехмейстеры теперь уже вопят о том, «что русские бомбы мешали проводить некоторые операции». Кто же сбрасывает эти бомбы, если русская авиация была «уничтожена» еще в первые дни войны? Об этом могут рассказать экипажи благополучно здравствующих советских бомбардировщиков, регулярно угощающих фашистов смертоносными гостинцами.

Трудно приходится фашистским налетчикам над нашей землей. Доблестные летчики-истребители Красной армии смело вступают в единоборство с фашистскими самолетами, разбивают их строй, уничтожают стервятников одного за другим. Немало немецких самолетов сбито метким огнем всех родов войск. Пытаются фашисты сунуться в Москву, но каждый раз терпят неудачу.

Борьба с авиацией – одна из главнейших задач как на фронте, так и в ближнем и дальнем тылу. Откуда бы и в каком количестве ни появились вражеские самолеты, все части и подразделения должны решительно отражать нападения с воздуха. Каждый боец – будь то пехотинец, артиллерист, танкист – обязан расчетливо и хладнокровно бить по фашистским самолетам, помогать нашим истребителям сшибать с неба немецких разведчиков, корректировщиков, истребителей, бомбардировщиков.

Первая помощница авиации – зенитная артиллерия. Ее батареи, оснащенные совершенными приборами, прекрасной материальной частью, способны создать непроходимую огневую завесу в воздухе, поражать самолеты на предельной высоте, в облаках. Если же фашистский летчик осмелится атаковать огневую позицию, орудийный расчет должен бить врага прямой наводкой.

От массовых налетов фашистская авиация нередко переходит сейчас к действиям разрозненными группами и в одиночку, применяя всевозможные уловки и ухищрения. Самолеты подходят к об'ектам от солнца, скрытыми путями, обтекая бреющим полетом рельеф местности. Гитлеровские бандиты выслеживают колонны, нападают на войска, расположившиеся на привале, появляясь над ними из-за рощ, высоток, по лощинам, снижаясь иногда до двадцати метров.

Но как бы ни изворачивался враг, он должен быть разбит. Воины Красной армии вооружены отличной боевой техникой. Наши станковые и ручные пулеметы, наши винтовки – это тоже эффективное средство борьбы с воздушным противником на малых высотах. Все дело в четкой организованности, в умелом использовании грозного оружия. Меткому волевому стрелку не страшен штурмовик. Важно только во-время заметить врага, хладнокровно изготовиться к бою и в считанные доли секунды открыть точный огонь по наиболее уязвимому месту самолета. Многочисленные примеры из опыта боев с фашистскими ордами говорят о мужестве и геройстве наших бойцов, о всесокрушающей силе их оружия. От нас требуется, чтобы эти примеры день ото дня множились, чтобы количество уничтоженных самолетов врага прогрессивно возрастало.

И днем и ночью наблюдать за воздухом – это закон для всех бойцов. Во-время обнаружить самолет, раскрыть замысел фашистского летчика – значит облегчить себе его истребление. При этом большую роль играют даже секунды, сэкономленные на оповещении. Все бойцы призваны оказывать деятельную помощь постам ВНОС. Для этого нужны некоторые знания и навыки, и надо в ходе боев накапливать их.

Вражеский самолет узнают по знакам его государственной принадлежности. Но на далеком расстоянии знаки не видны. К тому же фашисты не брезгуют умышленной перекраской знаков. Стало быть, нужно уметь отличать свою машину от чужой по звуку моторов, по силуэту, по очертанию крыльев, по поперечному и продольному углам, под которыми они расположены по отношению к фюзеляжу, по моторам.

При наблюдении требуется известная последовательность. Уже услышав шум мотора, – это можно сделать еще тогда, когда самолет находится за 15 километров, – надо определить, откуда он идет. Затем простым глазом следует установить количество машин, определить их тип, высоту и скорость движения. Все это надо делать быстро, не теряя ни секунды. Как только вражеская машина окажется в сфере действительного огня, бей по ней метко и точно.

Во время марша по снижающемуся самолету противника стреляют дежурные отделения и с разрешения командира – отдельные стрелки-снайперы. При нахождении подразделений в боевом порядке ведут огонь все бойцы – по сигналу командира, указывающего цель и упреждение. Если красноармеец обнаружит врага во время выполнения боевой задачи в одиночку, он бьет по самолету самостоятельно.

Легче всего поражать самолет, пикирующий на стрелка. Целься прямо в его голову, и самолет будет выведен из строя. Само собой понятно, что бить надо наверняка, подпуская самолет возможно ближе. Так, расчет станкового пулемета может поражать цель на удалении 1.000–800 метров, стрелки, и ручные пулеметчики – на дистанцию до 400 метров. Никогда не теряйся, помни, что преждевременный огонь только облегчит противнику обнаружение грозящей ему опасности.

В борьбе с фашистской авиацией заслуженно прославились наши доблестные сталинские соколы. Страна уже наградила десятки и сотни летчиков. Сегодня публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза еще трем бесстрашным воздушным бойцам – капитану Сдобнову, старшему лейтенанту Иванову, младшему лейтенанту Зайцеву.

Славные соколы-летчики – это гордость Красной армии, советского народа. Рука об руку с ними бьют фашистскую летающую нечисть и другие воины Красной армии. Надо еще увереннее, еще дружнее встречать попытки немецкой авиации наносить нашим войскам удары с воздуха. Артиллеристы, пехотинцы, танкисты, бойцы всех родов оружия! Смело отбивайте нападения фашистских воздушных пиратов. Ни один немецкий самолет, появившийся в советском небе, не должен уйти назад. Беспощадно истребляйте стервятников, громите их в любых условиях, в любой обстановке.

// Красная звезда № 181 (4936) от 3 августа 1941 г.
^