Ресурсы Германии и антифашистской коалиции
Крах германских планов молниеносной войны и крах ее политико-дипломатических расчетов привели к созданию новой международной обстановки. Англо-советское соглашение о совместных действиях в войне против Германии положило начало созданию могущественной коалиции держав против фашистской Германии. Вслед за этим последовали соглашения между СССР и Чехословакией, между СССР и Польшей. Продление торгового договора между СССР и США и сделанное по этому поводу заявление государственного департамента США говорят о том, что антигерманской коалиции обеспечена максимальная экономическая помощь со стороны США – этого гигантского арсенала демократии.

Германия оказалась в состоянии внешнеполитической изоляции. Она вынуждена вести войну на два фронта, а если принять во внимание захваченные, но не покоренные страны Европы, то фактически Германия имеет третий фронт – европейский, приковывающий не менее полутора миллиона солдат на нужды оккупации, для борьбы с партизанским движением и т. д.

В своих расчетах на молниеносную войну Германия принимала во внимание лишь наличные вооруженные силы, армии, выставленные на поле боя. Она исходила из того, что в кратковременной войне ресурсы и резервы воюющих сторон не могут быть полностью мобилизованы. Но фашистские заправилы жестоко просчитались. Их ставка на молниеносную войну бита. Они поставлены перед убийственной для них перспективой длительной войны. А такая война есть в первую очередь война ресурсов, резервов.

Антифашистская коалиция в отношении резервов и ресурсов обладает решающим превосходством над гитлеровской Германией, даже если учесть ресурсы оккупированных Германией стран. Если выключить из анализа такие страны, как Япония и ее колонии. Таи, Индо-Китай, то Германия имеет возможность использовать лишь ресурсы континентальной Западной Европы и в некоторой части ресурсы некоторых французских колоний, оставшихся под властью правительства Виши. Что касается колониальных ресурсов таких европейских стран, как Бельгия, Голландия и т. д., то они находятся в руках своих законных правительств, входящих в антигерманскую коалицию. Практически антигерманская коалиция может использовать ресурсы всего мира, за исключением вышеоговоренных территорий. Следующая таблица дает представление о соотношении ресурсов антифашистской коалиции, с одной стороны, Германии и подчиненных ею стран – с другой. (Таблица в основном составлена по данным, приведенным в американском журнале «The Magasine of WallStreet and Business Annalist»).

Соотношение ресурсов антигерманской коалиции и Германии (в % к мировому итогу)

 : Ресурсы антигитлеровской коалиции – I Ресурсы, находящиеся в распоряжении Германии – II Отношение I II
Производственная мощность промышленности 72 24 3 : 1
Продовольственные культуры 5: 1
Население{1} 5: 1
Производство стали 72 24 3 : 1
Железнодорожные перевозки 85 13,5 6⅓ : 1
Добыча угля 65 28 2⅓ : 1
Добыча нефти (сырой) 97 3 32 : 1
Добыча хлопка 99 0
Добыча каучука 99 0
Добыча меди 90 6 15:1

{1}Берется отношение населения Британской империи и СССР, с одной стороны, Германии, Италии и их «союзников» – с другой.

Таким образом антифашистская коалиция обладает бесконечно более мощными ресурсами и резервами, чем фашистская Германия. В ходе войны происходит быстрая мобилизация этих резервов. Затяжка войны для Германии – это проигрыш войны.

В прошлой войне Германия тоже исходила из расчетов на быстрое окончание войны. На этом строился знаменитый план Шлиффена. Сражение на Марне в сентябре 1914 г. означало крушение плана Шлиффена, крушение похода на Париж. Война приняла затяжной характер.

Германия начала перестраиваться на более длительную войну, меняя свои стратегические и военно-экономические планы. Это дало ей возможность оттянуть свое поражение на 4 года.

В нынешней войне фашистская Германия в значительной мере лишена возможности такой перестройки.

Затеянная гитлеровской кликой война против СССР сомкнула вокруг Германии удушающее кольцо блокады. Английский журнал «Экономика» («Economica») в февральском номере за 1940 г. поместил весьма обстоятельную разработку о результатах блокады в отношении Германии. Блокирована примерно половина германского импорта, в том числе 60% импорта продовольствия, 50% импорта текстиля, 62% импорта кожи, 70% импорта каучука, свыше 50% импорта нефти, 90% импорта фосфатов, 82% импорта марганца, 55% импорта меди, 70% импорта олова, 50% импорта цинка, 55% импорта хрома, 51% импорта никеля, 54% импорта других цветных металлов.

Однако в условиях войны только на Западном фронте, когда Германия имела торговые отношения с СССР и некоторые возможности транзита, блокаду нельзя было считать полной. В настоящее же время для Германии закрыты все источники заморского сырья и продовольствия. Между тем размах военных операций необычайно повышает потребность во всех видах военного сырья и продовольствия.

Континентальная Западная Европа в отношении целого ряда предметов сырья в значительной мере зависит от заморского импорта или от импорта из СССР. Западная континентальная Европа в мирное время покрывала свои потребности в нефти лишь на 30% , меди – на 16% , шерсти – на 22% и т. д. Если учесть возросший спрос на военные нужды, с одной стороны, и разрушения сырьевых и продовольственных источников в результате войны – с другой, то картина получится достаточно яркая. Она говорит о том, что Германия переживает острый продовольственный и сырьевой голод. Можно проиллюстрировать это положение на примере продовольствия.

До войны Западная континентальная Европа примерно на 85% удовлетворялась собственным продовольствием. Иначе говоря, ей нехватало 15% продовольствия. В нынешних условиях надо к этому добавить снижение урожая в результате военных разрушений, ухудшения обработки земли, нехватки рабочих рук и т. д. – по крайней мере 20–25%. Далее, надо учесть, что огромный военный аппарат фашистских агрессоров поглощает непропорционально большое количество продовольствия и фуража, что уменьшает продовольственные ресурсы населения тоже не менее, чем на 20–25% . Таким образом, общая нехватка продовольствия составляет при возросшем военном спросе по крайней мере 40–50%.

Что касается населения, то оно получает едва ли одну треть своего нормального потребления. Недаром население даже таких стран, как Венгрия, которая считалась житницей и вывозила большое количество хлеба за границу, ныне посажено на паек в 300 граммов хлеба в день. Незачем добавлять, что война против СССР еще более ухудшила продовольственный баланс фашистской Германии.

Всем известно, какую роль играет нефть в современной войне. Нефть – одно из самых узких мест германского военного хозяйства. Английские источники исчисляют годовую потребность Германии в нефти в условиях военного времени по крайней мере в 15 миллионов тонн. Германские расчеты на добычу нефти в 1941 г. исходили из того, что производство искусственного бензина даст примерно 4 млн. тонн и примерно столько же можно будет ввезти из Румынии. Начав войну против Советского Союза, Германия поставила под удар нефтяные источники Румынии. Советская авиация выводит из строя Плоешти – этот основной центр румынской нефти, а также те порты (Констанца, Сулин), через которые эта нефть вывозится.

Одновременно английская авиация использует отвлечение основных германских воздушных сил на Восток для усиленной разрушительной бомбардировки Западной Германии, где расположены главные центры промышленности искусственного бензина. Нехватка горючего становится острейшей проблемой для варварских фашистских армий, вторгнувшихся в пределы СССР.

Развязав войну на два фронта, Германия поставила под удар основные центры своей промышленности. Надо иметь в виду, что Рейнско-Вестфальский район, подвергающийся каждодневным разрушительным бомбардировкам английской авиации, является промышленным сердцем Германии. Здесь добывается 60% угля, 80% кокса, 80% стали, т.е. подавляющая масса продукции тяжелой индустрии.

Азартные фашистские игроки поставили на антисоветскую карту все свои ресурсы, надеясь, повидимому, быстро поправить дела за счет советского хлеба, угля, стали, нефти. Крапленая карта фашистских авантюристов оказалась битой.

Вокруг фашистской Германии все теснее сжимаются и будут сжиматься железные тиски могущественной коалиции. Процесс истощения военных и экономических ресурсов в этой войне происходит гораздо более быстро, чем в прошлой войне, ибо грандиознее размах операций, обширнее протяженность театра войны, линия фронта тянется до глубоких тылов. Германский фашизм пытается скрыть от народных масс провал своего преступного предприятия. Победными реляциями он хочет но своему испытанному способу оглушить сознание народа. Но суровые факты быстрого истощения людских и материальных ресурсов Германии – бесконечные эшелоны с ранеными, обезлюдение городов и деревень, голод, нехватка горючего, металла, господство «эрзацев» (заменителей) – все это упрямые факты, проясняющие сознание народных масс. Вспомним, что Ленин в начале 1918 г. писал: «Победы Германии, чем шире они становятся, тем больше обнаруживают ее безнадежное положение» (Ленин, Собр. соч., т. XXIII, стр. 79).

Германский фашизм в этой войне гораздо более ускоренными темпами пройдет тот же путь, какой прошел германский империализм в 1914–1918 гг. Ленин так охарактеризовал путь германского империализма: «Сначала он невероятно раздулся на три четверти Европы, разжирел, а потом он тут же лопнул, оставляя страшнейшее зловоние» (Собр. соч., т. XXIII, стр. 266).

Каждая неделя, каждый месяц войны приближают нас к тому моменту, когда Европа и весь мир будут освобождены от того отвратительного гнойного нарыва на теле человечества, имя которому – гитлеровская Германия.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^