Иден отметил, что в настоящее время фактически существует больше чем два фронта, ибо Средиземное море является третьим фронтом, на котором ведется весьма ожесточенная война на море и в воздухе.
Касаясь положения на Дальнем Востоке, Иден указал, что предпринятые недавно мероприятия по секвестрованию японских фондов автоматически запрещают все сделки, за исключением тех, на которые выданы разрешения. Детали будут разработаны в тесном сотрудничестве между английским правительством, доминионами, Индией, Бирмой, а также правительствами США и Голландии.
Иден сообщил, что 31 июля английский посол в Токио Крейги обратил внимание японского министра иностранных дел Тойода на кампанию японской печати, которая, по мнению английского правительства, означает подготовку вторжения на территорию Таи. Крейги предупредил японское правительство, что если в действительности подобные шаги будут предприняты, то это неизбежно приведет к весьма серьезному обострению отношений между Англией и Японией, и в то же время дал Тойода официальное заверение, что все сообщения об английских агрессивных планах в Таи лишены всякого основания.
В настоящее время, продолжал Иден, между Англией и Китаем не существует никакого официального или неофициального союза, однако «любой новый шаг со стороны Японии приведет, естественно, к более тесному сближению Англии с Китаем».
Говоря о положении на Ближнем Востоке, Иден сказал, что в отношении стран, расположенных к востоку от Суэцкого канала и к западу от Индии, у Англии нет никаких территориальных претензий. Она хочет, чтобы эти страны жили в безопасности и мире.
В настоящее время вооруженные силы Англии на Ближнем Востоке получают подкрепление людьми и материалами для нового наступления против германо-итальянских войск. Иден призывал страны, на территории которых будет вестись это наступление, сотрудничать с Англией и не предоставлять Германии возможности вызывать бунты и восстания для расширения германских военных усилий. Иден отметил в этой связи, что английское правительство обратило внимание иранского правительства на то обстоятельство, что в Иране находится большое количество немцев. Опыт других стран показал, что эти германские колонисты, специалисты, туристы, или как бы они ни назывались, представляют огромнейшую угрозу для независимости той страны, в которой они обосновались.
«Мы, – заявил Иден, – обратили серьезное внимание иранского правительства на опасность, которая угрожает Ирану, если оно будет продолжать разрешать немцам проживать в стране. Я думаю, что правительство Ирана поймет это предупреждение, носящее дружественный и искренний характер, и примет необходимые меры для того, чтобы исправить положение».
Затем Иден перешел к англо-турецким отношениям.
«Основы наших взаимоотношений с Турцией, – сказал он, – заложены в англо-турецком договоре, который мы соблюдали и будем лойяльно соблюдать. Дружба между Англией и Турцией может оказаться ценным вкладом в общеевропейские дела не только на время войны, но и после нее. Время от времени в печати появлялись слухи, распространявшиеся агентами противника, что мы заключили или заключим сделку за счет Турции. В этих слухах нет и доли правды. Мы никогда не согласимся на подобную сделку, да никто ее нам и не предлагал. Послевоенный мир потребует сотрудничества многих стран, великих и малых. В этом мире современная Турция, возрожденная гением Ататюрка, займет почетное место, сама определит свою политику и сама изберет себе друзей».
На Ближнем Востоке, продолжал Иден, имеется другая страна, о которой я вынужден говорить в совершенно ином тоне, – это Болгария. «Воспользовавшись неспровоцированным нападением Италии и Германии на Грецию и Югославию, Болгария захватила значительную часть территории двух последних стран. Этим поступком она показала свое враждебное отношение к ее балканским соседям и ко всей концепции единства балканских стран. Пусть же она знает, что легко полученная ею добыча не пойдет ей на пользу. Ее поступки не будут забыты ни нами, ни нашими союзниками, когда наступит час расплаты».
В заключение Иден сказал, что Англия с восхищением следит за героическим сопротивлением русской армии и приветствует советско-польское соглашение, которое открывает новую страницу в отношениях между СССР и Польшей. Это соглашение уже находит себе практическое применение. Иден выразил уверенность, что обе стороны полны решимости работать в согласия и энергично, чтобы сделать все возможное для нанесения поражения Гитлеру в самый кратчайший срок.