Отечественная война и воспитание в школе
Великая отечественная война против вероломного и коварного врага, помимо других задач, диктует необходимость серьезно пересмотреть методы и способы воспитательной работы и среди детей, школьников. Сейчас, когда в битвах на фронте решаются судьбы не только нашей страны, но и судьбы всего человечества, советской школе, советскому учительству необходимо с особенно большой энергией, настойчивостью растить в наших детях чувство патриотизма, чувство пламенной любви к своей матери-родине, жгучей ненависти к фашизму.

Вся страна наша в эти суровые дни перестраивает свою работу, свою жизнь на военный лад. Каждый день нашего труда подчинен великим целям разгрома ненавистного врага. Война, сражения, героические дела наших бойцов и командиров на фронте, замечательные трудовые подвиги людей ближнего и дальнего тыла занимают и будут занимать умы всех советских людей. И было бы ошибкой, если бы в школе пытались в какой-то степени «спрятать» войну от наших школьников, «увести» их от суровых событий наших дней.

Опыт последних лет и особенно последних месяцев, когда немецко-фашистская свора вероломно напала на Советский Союз, дает в руки учителю обильный материал, наглядно показывающий звериное обличье фашизма, его кровавую суть, его разбойничью тактику. Каждый день газеты, радио рассказывают нам о чудовищных фактах злодеяний фашистских извергов, истребляющих и подвергающих пыткам беззащитное мирное, население захваченных областей – женщин, стариков и детей. Пусть в юных сердцах наших детей неугасимым пламенем зажжется ненависть к фашистским угнетателям, к насильникам и мародерам! Пусть эта ненависть порождает в каждом школьнике жгучую и неугасимую жажду мщения.

Мы боремся за правое дело. Мы сражаемся за свободу и независимость своего народа и всех других народов. Наша армия, борясь против гитлеровских полчищ, отстаивает дело свободы и счастья не только теперешних, но и следующих поколений. И каждым шагом своей воспитательской деятельности педагог должен доводить до сознания школьника все благородство, все величие задач, стоящих перед нами, благородство и величие целей, во имя которых дерутся на фронте наши бойцы и командиры, не щадя своей крови, своей жизни.

Надобно воспитание в школе ставить таким образом, чтобы любовь школьника к своей родине и ненависть к фашизму были активными, действенными, чтобы они переплавлялись в дело, в учебу, в труд. Пусть каждый учитель говорит своему воспитаннику: тебе не пришло еще время с оружием в руках отстаивать свободу своего народа, но есть и у тебя долг перед родиной, в выполнении которого страна кровно заинтересована. Ты должен хорошо, отлично учиться, ибо известно, что сильнее тот, кто больше знает. Ты должен быть дисциплинированным и требовательным к себе, ибо сознательная и строгая дисциплина сплачивает массы людей в единое, монолитное целое, делает их могучей силой. Ты должен по мере своих сил трудиться, помогая взрослым, ибо всегда у нас труд был делом чести, доблести и геройства, а сейчас, когда страна напрягает все усилия для того, чтобы разгромить врага, самоотверженный труд людей является важнейшим условием победы над фашизмом. Беспредельной преданностью родине, большевистской партии, стальной волей, высокой сознательностью, бесстрашием, выдержкой, всепреодолевающим трудолюбием, хорошей физической закалкой должны отличаться молодые люди, вступающие на широкую дорогу жизни, чтобы высоко нести до полной победы победоносное знамя Ленина–Сталина, знамя советского отечества.

Опыт этого лета показывает как много можно сделать, когда перед нашими школьниками ставится ясная и конкретная задача, связанная с великим делом родины. Почин передовых школ – помочь колхозам в срок убрать урожай – встретил поддержку у миллионов школьников Советской страны. Огромные массы школьников в этом году убирали хлеб, тем самым способствуя делу укрепления нашего тыла, увеличению нашей боевой мощи. Нет сомнения в том, что и сейчас можно найти множество самых различных форм участия детей в труде. Надо только, чтобы наши педагоги и пионервожатые видели сейчас в этом одно из самых главнейших средств воспитания детей, действительного приобщения их к той великой борьбе, которую ведет советский народ против озверелых полчищ гитлеровской армии.

Должна быть построена на новый лад вся система военно-физкультурной подготовки учащихся. Никакого следа нельзя оставлять от той порочной, негодной постановки военно-физкультурного дела, когда оно проходило в тепличных, в комнатных, в оранжерейных условиях. Мы готовим в наших школах граждан великого социалистического отечества, всегда готовых грудью отстаивать жизнь, честь, свободу, независимость народов. Учебная и воспитательная работа в школе, особенно в старших классах, должна быть построена так, чтобы юноша, придя в армию, владел уже значительным кругом навыков, необходимых для бойца. Умение стрелять, ходить на лыжах, плавать, брать препятствия, бросать гранату и т. д. – всему этому мы можем и должны обучить юношу еще в средней школе.

Велики задачи, стоящие перед всеми народами Советского Союза. Огромнее мужество проявляет народ в борьбе с ненавистным врагом, отстаивая свою отчизну, свое право на свободу. Ненавистью кипят сердца граждан нашей родины. Будем же растить эту ненависть и в наших школьниках, чтобы они с юных лет становились в ряды пламенных патриотов своего великого отечества. Сделаем все, чтобы наши дети, которые завтра будут полноправными строителями жизни, оказались достойными продолжателями величественных дел своих отцов и матерей.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^