Успешно завершить навигацию
В условиях отечественной войны на транспорт выпадают поистине колоссальные задачи. Роль водных путей сообщения неизмеримо вырастает. Четко, слаженно работающий водный транспорт – одно из условий организации прочного, крепкого тыла.

По рекам и морям большие караваны судов везут нефть. Большегрузные баржи засыпаны зерном, снятым с колхозных полей, овощами и плодами. Тянутся огромные плоты древесины. Сотни тысяч тонн самых разнообразных грузов перебрасываются в нашей стране водой, и задача сейчас, в завершающий период навигации, состоит в том, чтобы до конца, максимально использовать огромные возможности водного транспорта.

Дни войны подсказали советским водникам новые темпы работы – скоростные и сверхскоростные. Эти темпы, проявляются не только в перевозке грузов, но и в ремонте судов. Все меньше и меньше времени уходит на простои судов. Быстрее идут погрузка и выгрузка, налив и слив. Раньше караваны останавливались у попутных пристаней на 6–8 часов для приема топлива или продовольствия. Стахановцы-водники предложили другой метод снабжения судов: снабжать пароходы необходимым для дальнейшего следования топливом и продовольствием на ходу. Тысячи часов сэкономлены, таким образом, для ускорения оборачиваемости судов.

На Каспийско-Волжской магистрали нынче небывалыми темпами производится налив и слив нефтяных продуктов. Идет напряженная борьба за минуты. Фронту нужна нефть, много нефти. Долг водников – быстрее ее доставлять. Команды буксировщиков, нашли способ ускорения хода судов: они удлиняют тросы. Смелость мысли в этом новшестве сочетается с техническим расчетом. Это простое, но чрезвычайно эффективное мероприятие все шире и шире входит в практику.

Средневолжские речники буксируют тяжеловесные плоты и, несмотря на непогоду, перевыполняют задания по погрузке на 50 процентов и с каждым рейсом увеличивают скорость. Многие суда совершают безостановочно несколько рейсов подряд, не зная нарушений графика, аварий, потерь. Каспийские моряки, мобилизуя все ресурсы нефтеналивного флота, увеличивают провозную способность танкеров, ускоряют оборачиваемость судов, сокращают простои под погрузкой.

Среди работников пристаней и экипажей речных судов Северного пароходства насчитывается немало передовиков, выполняющих досрочно сложные и ответственные задания, не отступающих ни перед какими трудностями в стремлении к цели. Речники Северного бассейна с успехом осуществляют лозунг – «Плавать всю навигацию без промывки котлов». Они экономят время, горючее, материалы. Пароходы «Роза Люксембург», «Павлин Виноградов», «Карл Либкнехт» и другие по три с лишним месяца плавают, не прибегая к чистке котлов.

Больших успехов добились и добиваются речники Востока. На Нижнем Иртыше водники, буксируя большегрузные караваны, значительно превышают техническую скорость. Речники Енисея в этом году образцово организовали перевозку грузов для золотой промышленности и вывезли во много раз больше, чем обычно, зерна из отдаленных пунктов.

Эти успехи являются доказательством того, что наш водный транспорт обладает неисчерпаемыми возможностями. Он может и должен использовать осенние навигационные дни для достижения еще больших успехов.

Водники должны добиться перевыполнения навигационного плана этого года. Наступление осени, ухудшение в известной мере метеорологических условий, трудности, вызываемые условиями плавания в прифронтовой полосе, не должны нисколько отразиться на темпах навигации. Водники должны преодолеть эти трудности! Они должны добиться даже при самых неблагоприятных условиях быстрого продвижения тяжеловесных караванов, сокращенных сроков погрузки и выгрузки.

На водном транспорте развернулась борьба за экономию топлива, металла и материалов. Работа эта только начата, а сколько возможностей уже выявилось! Коллективы судоремонтных заводов и верфей, каждый капитан судна, каждая команда должны с удвоенной энергией изыскивать пути для экономии. Надо рационально, бережливо, по-хозяйски расходовать материалы, инструменты. Это особенно важно сейчас, в преддверии зимнего судоремонта, когда потребность в материалах и металле резко возрастает. В Верхнее-Волжском бассейне, где уже развернулась подготовка к зимнему судоремонту, заводы сами изготовляют инструмент, освобождаясь от необходимости заказывать его на стороне. Чтобы экономить топливо, судоремонтные заводы используют собственные отходы – опилки и щепки. Здесь упорно внедряют электросварку и тем самым удешевляют стоимость работ.

Любой коллектив парохода, пристани, завода может многое сделать, чтобы сэкономить большую массу материалов и средств. Во многих пароходствах по инициативе стахановцев начали ремонт судов своими силами. Моряки Дальневосточного бассейна решили провести воскресник, чтобы собственными силами отремонтировать суда, подготовить их к зимним условиям плавания. Этот замечательный почин должен получить самое широкое распространение.

Задачи огромной государственной важности стоят перед работниками водного транспорта. Смело подхватывая инициативу передовых своих людей, решительно внедряя новые, проверенные на опыте методы работы, всемерно мобилизуя внутренние ресурсы, устанавливая железную, военную дисциплину, водники должны с максимальнейшим эффектом использовать завершающий период навигации, сделать все необходимое, чтобы перебросить по воде как можно больше грузов, нужных нашему фронту, нашему народному хозяйству.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^