Сосновый лес кончился, открылась широкая просека, за которой опять начинается лес. Оттуда надо ждать «врага». Просека, покрытая ямами и траншеями, похожими на старые воронки от снарядов, была удобным оборонительным рубежом. Бойцы занимали укрытые места.
Электромонтер Ширинкин залег в покатую выемку. Надо плотно прижаться к земле, распластаться и, ни единым движением не выдавая себя врагу, быстро приготовиться к бою. Лежа на боку, он достал лопату и окопался. Место было удачным: открытое, удобное для наблюдения за противником, с широким сектором обстрела. Недалеко от него окопался инженер Хандриков, дальше маскировал укрытие начальник строительства Воробьев.
На просеке тихо и спокойно. Ничто не выдавало присутствия людей. Волнистые очертания местности скрывали бойцов. Двое ребятишек прошли по дороге в 50 метрах, ничего не заметив. Оборонительный рубеж был выбран удачно. «Врагу» готовился хороший сюрприз.
Ширинкин подготовился к бою. Он проверил прицел винтовки, определил ориентиры: «до леса 280 метров, до песчаного холма – 160».
Командир взвода проверил, как укрылись бойцы.
– Хорошо, Ширинкин, – заметил он. – В обороне побеждает тот, кто обладает выдержкой и мужеством.
Ширинкин понял наставление командира: боец обязан быть хладнокровным, не поддаваться панике, подпустить врага возможно ближе и потом встретить его сокрушительным ударом. Он лежал, напряженно вглядываясь в лес, чувствуя себя настоящим бойцом огромной армии советского народа, поднявшегося на борьбу за правое дело.
– В атаку! – раздалась команда. С криками «ура» бойцы поднимались из укрытий и бежали к лесу. Навстречу «врагу» полетели гранаты...
* * *
Всеобщее военное обучение охватило широкие массы населения. Заканчивается первый месяц военной учебы. Люди уже считают себя бойцами. Они имеют первые навыки ведения ружейного огня, знакомы с приемами штыкового боя, изучили гранату, провели несколько тактических занятий.
В ротах, подразделениях вырос и окреп дух военной дисциплины, спаянности, выросла воля к победе. Каждый готов в случае необходимости вступить в ряды Красной Армии, взять в руки боевое оружие. Потому так высока дисциплина на занятиях, так высока успеваемость. Бойцы знают, что время не ждет, что надо успеть получить за короткое время как можно больше военных навыков и знаний.
– Неуважительных прогулов в роте нет, – рассказывает командир роты тов. Маркин. – Сегодня на занятия не пришло 27 человек Они в командировках, освобождены по болезни. Эти товарищи потом самостоятельно будут проходить тему сегодняшнего занятия. У нас установлен такой порядок: пропустившие занятия наверстывают пройденное самостоятельно, с помощью командиров.
Военное обучение проходят не только рядовые бойцы, но и командиры. В роте Маркина взводами командуют инженер Рачев, красногвардеец, участник боев с Колчаком на Урале. Барский, старший сержант запаса, и Южаков. Командирами отделений выдвинуты младшие командиры запаса и рядовые. Лучшие командиры отделения – слесарь Якунин, электромонтер Басев, бухгалтер Крючков. Два раза в неделю командиры взводов и отделений собираются на методические занятия.
– Эти занятия, – говорит командир взвода Рачев, – дают нам очень иного. Мы знакомимся с тактикой современного боя, воспитываем себя, как командиров. В случае нужды мы можем пойти в армию подготовленными командирами.
Народ знает, что война будет долгой в тяжелой, и неустанно готовит могучее пополнение Красной Армии.