В ходе войны гитлеровского империализма против народов Советского Союза в руки советского командования попадало бесчисленное множество материалов, личных записей, дневников и писем немецких солдат. Лишь небольшая часть из них публиковалась в печати, но и по ним было видно, что по мере развития военных действий на Восточном фронте в настроениях и думах немецкого солдата происходит глухой, подспудный, еще не выраженный открыто, но глубокий и коренной перелом. Тяжесть огромных людских потерь немецкой армии, несоответствие хода военных действий планам и обещаниям гитлеровского командования, жгучая ненависть к зверям-оккупантам населения занятых немцами областей, – все это заставляет немецкого солдата, если он не потерял еще окончательно человеческого облика, думать над происходящим. Думы эти невеселы. Червяк сомнения прополз в душу рядового воюющего немца, точит его, принуждает по-своему расценивать положение, созданное войной. Письма с родины, из германского тыла, от оставшихся дома родных и друзей приносят немецкому фронтовику все более удручающие вести. И тот, кто в ожидании гибели от красноармейской пули способен думать не только о себе, должен был задуматься над тем, что несет гитлеровская война и гитлеровская власть его народу.
Некоторые немецкие солдаты сумели дать себе ясные ответы на эти вопросы. Они нашли в себе решимость взглянуть правде в глаза. То, что составляет настроение многих миллионов немецких трудящихся, они сумели выразить в точных, прямых выводах. Так родилась первая конференция немецких солдат, находящихся в советском плену. Эти люди чувствуют себя перед своим народом обязанными действовать, действовать открыто, под полным своим именем, с полной ответственностью за каждое свое слово. Они обращаются к немецкому народу с Декларацией, которая представляет плод глубокого и горького раздумья над судьбой своей родины, плод политически зрелого ума, имеющего смелость смотреть правде в глаза.
К ним, как и ко всем немецким солдатам, доносится из глубины Германии один общий стон: «Когда же кончится эта война?»
Немецкий народ не хочет войны, не в силах сносить непрерывно возрастающие уже третий год тяготы и бедствия развязанной Гитлером войны со всем миром «Нужно быть безумным, чтобы верить, будто Гитлер выиграет войну против трех величайших держав: против Советского Союза – страны величайшей сухопутной армии, против Англии – страны величайшего морского флота, против колоссальной, почти неисчерпаемой хозяйственной мощи Соединенных Штатов Америки», – говорят в Декларации немецкие солдаты. Трезво расценивая соотношение сил и не давая обмануть себя временными успехами немецкой армии, они указывают, что «Невозможно сломить волю советского народа к сопротивлению», и делают вывод: «наши жертвы бессмысленны и бесцельны. Наши товарищи умирают за совершенно бесперспективное дело. Немецкие солдаты, продолжая участвовать в гитлеровской войне, тем самым затягивают эту безнадежную войну и безмерно увеличивают страдания нашего народа».
Как же покончить с тягостной, преступной и беспросветной войной?
«До тех пор, – отвечают немецкие солдаты, – пока Гитлер имеет временные военные успехи, он будет держать немецкий народ в узде, будет и дальше его мучить. Чтобы скорее покончить с войной, немецкий народ нуждается в военном поражении». «Чтобы облегчить борьбу немецкого народа за свержение Гитлера, необходимо поражение Гитлера в войне».
Голос глубоко исстрадавшегося, истерзанного фашистским господством народа, мучимого вдвойне позором фашизма и стыдом злодеяний, организуемых Гитлером, звучит в сильных, страстных и убедительных аргументах Декларации.
«Существуют две Германия: Германия нацистских паразитов и Германия трудящихся; Германия озверевших разбойников и убийц и Германия честного и прилежного народа». От имени этой подлинной народной Германии, ее сыны, ненавидящие фашизм, заявляют на весь мир: «немецкий народ не хочет погибать вместе с Гитлером. У него иной, свой собственный путь. Этот путь ведет через военное поражение и свержение Гитлера к миру, к свободе и к независимой Германии». Они видят будущее своей страны в том, что свободная Германия будет жить среди свободных народов. «Свободная, равноправная, независимая Германия, живущая и созидающая в семье народов. Рождение такой Германии будет величайшей победой нашего народа в этой войне».
Но трудящиеся Германии знают, что рождение свободной Германии не придет само по себе, в результате неминуемого военного поражения. «Горе нам, немцам, если поражение Германии произойдет помимо нас, без нашего участия, без нашего активного содействия». Тогда молчавший бездействовавший народ неизбежно разделит с Гитлером ответственность за его злодеяния. «Всемерное содействие военному поражению Гитлера и решительная борьба за его свержение, – вот в чем важнейший шаг к восстановлению доверия между немецким и советским народами. В этом доверии заключается решающая гарантия свободы и независимости Германии».
Таковы мысли немецких людей, желающих счастья своей родине, – мысли, решительно и смело изложенные в Декларации, – документе большой политической силы и убедительности. Таков голос немецких патриотов, взволнованно и страстно прозвучавший на весь мир призывом к свержению гитлеровской тирании.
Этот документ является свидетельством глубокого поворота, совершающегося в недрах немецкого народа. Он лишний раз подтверждает факт непрочности германского тыла гитлеровских захватчиков.
В докладе на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1941 г. товарищ Сталин говорил:
«Пока гитлеровцы занимались собиранием Германии, разбитой на куски в силу Версальского договора, они могли иметь поддержку германского народа, воодушевленного идеалом восстановления Германии. Но после того, как эта задача была разрешена, а гитлеровцы стали на путь империализма, на путь захвата чужих земель и покорения чужих народов, превратив народы Европы и народы СССР в заклятых врагов нынешней Германии, – в германском народе произошел глубокий перелом против продолжения войны, за ликвидацию войны. Два года с лишним кровопролитной войны, конца которой еще не видно; миллионы человеческих жертв; голод; обнищание; эпидемии; кругом враждебная против немцев атмосфера; глупая политика Гитлера, превратившая народы СССР в заклятых врагов нынешней Германии, – все это не могло не повернуть германский народ против ненужной и разорительной войны. Только гитлеровские дурачки не могут понять, что не только европейский тыл, но и германский тыл немецких войск представляет вулкан, готовый взорваться и похоронить гитлеровских авантюристов».
Конференция немецких солдат и их Декларация говорят о том, что вулкан этот приходит в активное состояние, в действие.
Советские люди, бойцы Красной Армии делают из этого свои выводы. Они мобилизуют свои силы для все более крепких ударов по немецко-фашистским захватчикам, зная, что, чем крепче наши удары, тем быстрей пойдет процесс отрезвления масс немецкой армии от гитлеровского угара, тем быстрей наступит час разгрома гитлеризма, освобождения от нацистской тирании народов Европы и самого германского народа.