Зима – серьезный экзамен для железнодорожников
С первого дня войны железнодорожный транспорт принял на себя огромную работу по обслуживанию нужд фронта. Железнодорожники, сознавая свою ответственность перед родиной, но щадя сил и энергии, помогают Красной Армии в ее борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В трудных условиях войны железнодорожники по-кривоносовски продвигают оперативные воинские эшелоны, доставляя на фронты боепитание, средства вооружения и людские резервы. Железнодорожный транспорт широко используется нашим командованием для маневров, вызываемых обстановкой, складывающейся на тех или иных участках фронта.

За время отечественной войны железнодорожный транспорт показал, что он является верным помощником Красной Армии и что железнодорожники чувствуют себя на своем посту подлинными воинами. На любом участке, на любой дистанции, в каждом депо не единицами, а десятками и сотнями насчитываются среди железнодорожников подлинные герои трудового фронта. За время войны на транспорте значительно выросли ряды лунинцев, при чем, – и это особенно важно отметить, – лунинские методы широко стали применяться но только паровозниками, но и вагонниками, и путейцами, и работниками станционного хозяйства. На транспорте, как никогда, развернулась борьба за использование местных ресурсов и возможностей, необычайный размах приняло рационализаторское и изобретательское движение.

Сейчас для транспорта наступил самый сложный и самый ответственный период работы. На большинстве дорог уже установилась зимняя погода с сопровождающий ее метелями, буранами, заносами. И в мирное время зима значительно усложняла работу транспорта; еще более сложной она будет во время войны, ибо малейшие перебои в продвижении воинских маршрутов немедленно отозвались бы на боевых действиях Красной Армии. Вот почему для каждого железнодорожника должно стать сейчас неукоснительным правилом – работать зимой еще более напряженно, обеспечить такое же обслуживание фронта, как. и летом, не допуская никаких задержек в доставке грузов.

Транспорт – беспрерывно действующий конвейер. Все его участки и службы взаимосвязаны, и от четкости взаимодействия их находится в прямой зависимости движение всего транспортного конвейера. Можно содержать в образцовом состоянии путь, обезопасить его от заносов, но труды путейцев будут парализованы, если окажутся неподготовленными к работе зимой паровозы. Можно располагать и утепленными паровозами, но если в сильный мороз замерзнет водокачка, усилия паровозников будут сведены на-нет, ибо продвижение поездов затормозится. Именно поэтому забота о безупречной работе железных дорог зимой должна стать делом всех железнодорожников, всех служб и предприятий железнодорожного транспорта.

Важнейшим условием образцовой работы железных дорог зимой является организация борьбы со снежными заносами. Задолго до наступления холодов начали готовить железнодорожники пути к зиме. На ряду с ремонтными работами была проведена подготовка всех средств снегоборьбы. В частности изготовлены сотни тысяч щитов, при этом в отличие от прошлых лет огромное количество их сделано не из щито-планки, поступавшей прежде в централизованном порядке, а из ивняка, лозы и других материалов, с успехом заменяющих планку. Теперь задача заключается в том, чтобы содержать в образцовом состоянии снегозащитную линию. Долг путейцев – неустанно следить за тем, чтобы щиты не падали, провести новые линии там, где они необходимы, добавить щиты там, где первый снегопад показал, что их мало.

Первую зимнюю проверку участки, хорошо подготовившиеся к зиме, выдержали. Так было, например, на Адатырской дистанции пути Казанской железной дороги, где обильно выпавший снег не вызвал ни одной задержки в продвижении поездов. Это было достигнуто в результате полной готовности путейцев к борьбе с заносами, образцовым состоянием снегоочистительных механизмов, слаженной работой обслуживающих эти механизмы бригад. Сильная метель прошла также в разных районах дороги им. Куйбышева. Здесь железнодорожники оказались во всеоружии. На очистку путей и стрелок тотчас же вышло около 2.000 путейцев. Бесперебойность движения не была нарушена.

Так надо встретить зиму и заносы всюду. Однако отдельные командиры транспорта этого еще не поняли, считая, видимо, что у них есть еще время подготовиться к зиме. Ошибочная и неправильная это точка зрения! За свою беспечность некоторые из них в первые же дни морозов уже успели поплатиться. Движенцы станции Иркутск-2, например, в один из последних дней задержали отправку нескольких десятков вагонов.

Разумеется, бесперебойность работы транспорта зимой будет зависеть не только от состояния снегоборьбы. К зиме должны быть подготовлены и паровозы, и вагоны, и все станционное хозяйство. При чем самое важное в осуществлении мероприятий, обеспечивающих четкую работу транспорта в зимних условиях, заключается в том, чтобы всю подготовку к зиме провести на основе максимальной экономии государственных средств, мобилизуя внутренние ресурсы. В этом направлении немало уже сделано. По инициативе машиниста Томской железной дороги т. Щелкина среди паровозников широко развернулось движение за подготовку локомотивов к работе в зимних условиях собственными силами. Отказавшись от государственной дотации, коллективы многих станций отремонтировали собственными средствами все станционные помещения. На всех железных дорогах был организовав по инициативе жен железнодорожников ремонт зимней спецодежды, что также позволило сэкономить огромные государственные средства. На ряде дорог жены железнодорожников взялись за организацию общественного питания для работников, связанных с движением поездов, с тем, чтобы каждый из них имел горячую пищу непосредственно на рабочем месте.

Творческая инициатива железнодорожников находит самое разностороннее проявление. Сейчас, после выступлений товарища Сталина в дни Октябрьской годовщины, с новой силой проявляется стремление железнодорожников все сделать для бесперебойной работы транспорта зимой. На дорогах развертывается движение за увеличение среднесуточного пробега паровозов до 1.000 километров, за ускоренное продвижение воинских транспортов. Если в мирное время, – сообщают с Красноярской, – среднесуточный пробег паровоза в 500 километров считался достижением, то в дни войны даже пробег в тысячу километров считается обычным явлением. А машинист Анна Седнева, несмотря на метели и снегопад, довела пробег своего паровоза до 1.200 километров в сутки. Еще более активно включаются паровозники в соревнование за экономию топлива, что в зимних условиях приобретает исключительно важное значение. На всех дорогах продолжают расти ряды лунинцев и двухсотников.

Железнодорожный транспорт должен по-боевому встретить военную зиму. Родной брат Красной Армии, он обязав так обслуживать нужды фронта, чтобы ни на одном из участков боевых действий не чувствовался недостаток боеприпасов или средств вооружения. Вместе с Красной Армией, вместе со всем нашим народом железнодорожники четкой, как часы, работой транспорта зимой внесут свой серьезный вклад в дело полного истребления немецко-фашистских захватчиков.

// Известия № 274 (7650) от 20 ноября 1941 г.
^