В сравнении ресурсов антигерманской коалиции и фашистской Германии есть неизбежная условность. В то время как Германия еще задолго до начала воины полностью мобилизовала свою промышленность, Советский Союз лишь в ходе сражений начал развертывать свои резервы, мобилизация огромных ресурсов Британской империи отнюдь еще не закончена, а военная программа США построена с таким расчетом, чтобы дать полный эффект через 9–12 месяцев.
Каждая из стран, входящая в антигитлеровский лагерь великих держав, представляет собой страну, обладающую крупнейшими сырьевыми ресурсами и играющую первостепенную роль в мировой экономике. На долю Великобритании (без остальных частей Британской империи) приходится около одной десятой мировой промышленной продукции, 22 процента мировой добычи угля, 12 – стали, 11 – машиностроения, 11 – химической промышленности. 29 процентов веретен мировой хлопчатобумажной промышленности. 40 процентов мирового судоходства. Британская империя в целом дает 25 процентов мирового производства пшеницы, 55 процентов риса, 20 процентов хлопка. США по важнейшим товарам сосредотачивают у себя свыше 50 процентов продукции капиталистических стран. На долю США приходится половина мирового производства стали, около половины – меди, треть – алюминия, две пятых – свинца, цинка и угля, две трети добычи нефти и свыше трех четвертей мирового производства автомобилей.
Уже перед войной 72 процента мировой производственной мощности промышленности сосредоточено было в странах антигерманской коалиции. Эта мощность в три раза больше, чем та, которая находится в распоряжении фашистской Германии. Надо учесть при этом, что не менее 80 процентов предприятий последней находится в районе непосредственного воздействия английской бомбардировочной авиации, а промышленная мощь оккупированных стран Западной Европы благодаря саботажу и растущему сопротивлению населения не может быть использована Германией полностью. Антигитлеровский блок производит в пять раз больше хлеба, чем фашистская Германия, в три раза больше стали, добывает в два с половиной раза больше угля и в 32 раза больше нефти.
В войне моторов решающую роль играет металл. Металл черный, металлы цветные. Правда, производство стали в Британской империи ниже, чем в Германии. Но здесь на помощь Великобритании приходят сталелитейные заводы Соединенных Штатов Америки, резко увеличившие свою продукцию за последний год. Максимальная годовая выработка стали в Германии совместно с ее «союзниками» и оккупированными странами не может, при самых благоприятных условиях, превысить 40 миллионов тонн. США, производившие до войны 70 миллионов тонн стали в год, в 1941 году выработают, очевидно, около 90 миллионов тонн. Ныне принимаются меры к тому, чтобы в 1942 году производственная мощность американской сталелитейной промышленности достигла 100–110 миллионов тонн.
Еше более благоприятно складывается положение в области цветных металлов. «Минувшая война, – пишет лондонский «Экономист», – явилась поворотным пунктом в истории цветных металлов». Нынешняя война, война моторов, придала им исключительное значение. Для фашистской Германии роковым является тот факт, что добыча руд почти всех этих металлов сосредоточена в основном или в самих государствах антигитлеровского блока, или в таких странах, коммуникации с которыми для Великобритании и США не представляют сегодня каких-либо значительных затруднений, – в Индии, Бельгийском Конго, Родезии, Китае, Малайе, Голландской Индии. Наоборот, блокада портов Германии и оккупированных ею стран английским флотом полностью лишила заводы Германии, Бельгии, Голландии и Норвегии заморских руд, которую они использовали, а эти руды составляли около двух третей перерабатывавшегося ими сырья.
Никель является одним из важнейших стратегических металлов, употребляемых для производства бронированных сталей. Годовая продукция Германии едва достигает 3.000 тонн. США используют в своем производстве до 110.000 тонн никеля в год, Британская империя производит около 100.000 тонн. На первом месте по производству никеля (около 85 процентов его мировой добычи) стоит британский доминион Канада.
Тридцать процентов мирового производства меди сосредоточено на территории Британской империи, около 50 процентов – в США. Выплавка меди в Америке составляет больше полутора миллионов тонн в год, а в захваченных фашистами странах – лишь около 70.000 тонн. К услугам антигитлеровского блока главнейшие источники добычи меди – Северная Родезия, Канада, Чили, Бельгийское Конго, не говоря уже о растущей продукции Советского Союза. Особыми соглашениями Англия обеспечила себе поступление всей добычи меди Бельгийского Конго, а США – значительной части медной продукции Чили.
Являясь монополистом по добыче молибдена, США фактически получают и весь вырабатываемый в ряде южноамериканских стран вольфрам, используемый для выплавки высококачественных сталей. Такую же картину мы наблюдаем и в отношении олова, где ряд соглашений обеспечил Соединенным Штатам Америки создание значительных запасов этого абсолютно необходимого в моторостроении металла.
Долгое время Германия обладала преимуществом в отношении алюминия. Из 523.000 тонн, составлявших мировую (без СССР) продукцию алюминия в 1938 году, на долю Германии падало 165.000 тони, на долю США – 130.000 тонн; Канада дала 54.000 тонн. Ныне положение резко изменилось. Канада принимает все меры к тому, чтобы довести годовое производство алюминия до 150.000 тонн, а США, уже обогнавшие ныне Германию, решили построить ряд новых заводов, которые позволят обеспечить ежегодную выработку этого металла в размерах до 600.000 тонн.
Эти огромные преимущества стран антигитлеровского лагеря в сырьевых ресурсах и производственной базе определяют собою и ближайшие перспективы моторостроения. Сегодня Германия производит около 2.500 самолетов в месяц; промышленность оккупированных стран при максимальном напряжении и при обеспечении ее сырьем может дать еще до 1.000 самолетов. Производство авиамоторов в самой Германии достигает, по всей вероятности, 3.500–4.000 штук в месяц; оккупированные страны могут дать примерно около трети этого количества. Этим исчерпываются возможности Германии. Между тем продукция Beликобритании с каждым месяцем возрастает, достигнув, как утверждают американские эксперты, двух с лишним тысяч самолетов в месяц; производство моторов и самолетов в США также неуклонно растет. Если в мае 1940 года производство самолетов в США едва достигло 500 штук, то сейчас заводы Соединенных Штатов выпускают ежемесячно около 2.000 машин, а через три четверти года, как предполагают, США будут выпускать ежемесячно не менее 4.000 аэропланов и 12.000 авиамоторов. Достаточно напомнить, что размещенные заказы военного министерства США достигали к средине этого года гигантской цифры – 80.000 самолетов.
Огромные усилия делаются в странах антигитлеровского лагеря и в отношении производства танков. Великобритания выпустила в первом полугодии 1941 года вдвое больше танков, чем за соответствующий период прошлого года, а резервы автомобильной и тракторной промышленности США позволят им обеспечить уже в начале 1942 года быстрый рост танкостроения. Что же касается производства танков в СССР, то не может быть сомнения в том, что работники нашей танковой промышленности с честью выполнят задачу поставленную перед ними товарищем Сталиным – «увеличить в несколько раз производство танков в нашей стране».
Страны антигитлеровского блока обладают неисчерпаемыми ресурсами сырья и производственной мощности. С каждым днем растет и будет расти количество моторов, самолетов, танков и оружия, выпускаемого заводами блока трех великих держав. Нужно лишь, чтобы это вооружение было быстро и беспрепятственно доставлено на те участки борьбы против фашизма, которые являются сейчас решающими. Наша страна сегодня выносят на себе всю тяжесть ударов немецких фашистских армий. Солидарность народов Британской империи и Америки с народами СССР, неоднократные заверения руководителей правительств Великобритании и США являются залогом того, что гитлеровским захватчикам придется на своей шкуре испытать растущую мощь антифашистского лагеря. Война моторов, как и война людей, управляющих ими, будет Гитлером проиграна.