В условиях, максимально приближенных к боевой обстановке, люди овладевали искусством современной войны. Строевые занятия сменялись боевыми стрельбами, степные многокилометровые походы в конном строю – джигитовкой и рубкой. Конники учились ходить в атаки во взаимодействии с танками и авиацией, изучали новейшую технику советской кавалерии, знакомились с оружием и тактикой врага.
Месяцы напряженной учебы не прошли даром. Большинство конников стало отличниками боевой и политической подготовки. При выполнении первого упражнения начальных стрельб из винтовки красноармейцы подразделений тт. Петрова и Орлова дали 100 процентов попадания. Метко стреляют бойцы подразделения тов. Драгомирова. 97 проц. стрелявших выполнили упражнение, Достигли они этого потому, что, не жалея сил, бережно ухаживали за оружием и упорно тренировались.
Пуще своего глаза берегут кавалеристы боевых коней. Подразделение т. Юкарева не имело конюшен. Бойцы сами построили их за короткий срок. Кони всегда стоят на сухом месте и в тепле. Недавно при распределении лошадей в части майора Жилкина красноармейцу-коммунисту Суркову досталась плохо упитанная лошадь. Сурков наладил такой уход за своим конем, что вскоре он стал одним из лучших в подразделении.
Недавно были проведены большие тактические учения, в которых дивизия показала хорошую боевую выучку и умение наносить противнику сокрушительные удары. В этих учениях части майора Жилкина была поставлена задача: наступая на одно село, уничтожить группировку «противника» и оттеснить его главные силы к железнодорожной станции.
Впереди главных сил части в темноту зимней ночи двинулись разведчики. Степь дышала стужей. Ураганный ветер обдавал всадников охапками обледеневшего колючего снега. Много часов подряд по бездорожью, по балкам и пашням пробирались сквозь снежную бурю разведчики. Они разыскали «противника», определили расположение его боевых порядков и, оставшись незамеченными, принесли в штаб добытые сведения.
Пользуясь результатами разведки, главный отряд конников неожиданно обрушился на «противника» с той стороны, откуда его не ждали. Сейчас кавалеристы шутят: «Если бы оборону занимали фашисты, от них осталось бы мокрое место», – так стремителен и неудержим был лихой налет.
Трое суток носились конники по придонским холмам и балкам, трое суток цокали в степи кованые железом конские копыта. Ни лютая стужа, ни шалые степные ветры, ни глубокий снег не могли остановить всесокрушающей лавины советских конников. Уставшие, но бодрые и веселые, с обветренными мужественными липами, вернулись бойцы на свои квартиры в станицу.
Между бойцами и жителями станицы установились исключительно дружеские отношения. Казачки бесплатно стирают бойцам белье, а если нужно, и чинят его. Многие из них проводили на фронт мужа, брата, сына, и каждая хоть чем-нибудь старается помочь бойцу. Не остаются в долгу и кавалеристы. В свободную минуту они по-хозяйски чистят базы, рубят дрова, подновляют крыши, рассказывают жителям новости с фронта.
Как горный ручей, бурно течет общественная жизнь в дивизии. Каждое мероприятие партии и правительства находит отклик и поддержку среди всего личного состава.
За месяцы напряженной учебы дивизия стала мощной резервной частью Красной Армии, готовой в любую минуту ринуться в смертельную схватку с врагом. Бойцы, командиры и политработники горят желанием скорее вступить в бой. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления, поступившие командованию дивизии.
«Прошу вашего ходатайства, – пишет комиссару части старший лейтенант тов. Угаров, – о направлении меня в Действующую Армию, желательно на более ответственный участок».
«Отправьте на фронт хоть санитаром, хоть рядовым бойцом», – просит санитар тов. Перепелицын. О быстрейшей отправке на фронт просят бойцы тт. Минаев, Самохвалов, Хренов, Попов и многие другие. Сердца их наполнены гневом и жаждой мщения фашистским захватчикам, пробравшимся на нашу священную землю. И горе будет немцам, когда родина пошлет в бой свои резервные полки и дивизии, сформированные, обученные и закаленные в дни отечественной войны. С победой вернутся домой лихие советские конники и расскажут детям и внукам своим о незабываемых битвах за счастье, за советскую власть, за отечество.