Волховская операция 54-й армии
В октябре 1941 года немецко-фашистское командование, видя безуспешность лобовых атак на Ленинград, решило сомкнуть кольцо блокады на дальних подступах к городу. С этой целью немцы предприняли большое наступление в районе Волхова, поставив своей задачей перерезать жизненные коммуникации Ленинградского фронта. Удар на Волхов сочетался с начавшимся наступлением 39-го армейского корпуса немцев в направлении на Тихвин. Согласно замыслу врага, обе его группировки, преодолев сопротивление наших частей, должны были соединиться и выйти к южному берегу Ладожского озера, а затем установить тесный контакт с белофинскими войсками, пытавшимися пробиться в район Тихвина с севера.

В конце октября 11-я и 21-я немецкие пехотные дивизии три поддержке 12-й танковой дивизии стали наступать вдоль обоих берегов реки Волхов, имея непосредственной задачей – одним ударом прорваться к городу Волхову и овладеть им. В это тремя части нашей армии вели тяжелые бои на мгинском участке. Получив в результате вражеского наступления чрезвычайно растянутый фронт, они не смогли сразу же остановить напор германских войск. Отходя, наши части упорно сопротивлялись, заставляя врага как можно дороже расплачиваться за каждый метр захваченной территории.

Немцы несли огромные потери. Однако через горы трупов своих солдат и офицеров они все же лезли вперед. Наконец, им удалось овладеть несколькими населенными пунктами, непосредственно прилегающими к Волхову. Развернулись ожесточенные бои на подступах к городу. Враг уже начал обстреливать Волхов минометным огнем.

Требовалось немедленно остановить врага, сдержать его бешеный натиск на этом крайне важном для нас направлении. Маневрируя своими силами, мы вскоре сумели достигнуть этого. Противник, не добившись молниеносного успеха, усилил группировку своих войск двумя полками 11-й пехотной дивизии. Все же наши части, хотя они были малочисленны и устали от непрерывных боев, успешно продолжали изматывать и истреблять живую силу немцев и в конце концов вынудили их перейти к обороне.

Так закончился первый этап наших действий, характерный тем, что части 54-й армии сдерживали сильный напор численно превосходящего врага, активной обороной изматывали ею силы. Это уже был успех, но, конечно, до выполнения основной нашей задачи – до полного разгрома немецких оккупантов, подошедших к Волхову, – было еще далеко.

К этому времени протяженность фронта у нас увеличилась почти вдвое, что, естественно, осложняло наши активные действия. Стараясь не распылять своих сил, мы организовали прочную и всестороннюю оборону – противотанковую, противопехотную, противовоздушную – на всем правом фланге. Здесь наши части сковывали войска противника, не позволяя перебрасывать их на войбокальский участок, где оборона была у нас слабее. Навязывая немцам ежедневные бои, мы попрежнему стремились истощить силы врага, и это в дальнейшем определило успех нашего контрудара.

Когда провал молниеносного наступления на Волхов стал очевидным, немцы подбросили сюда свежие силы – так называемую группу генерала Томашек и 254-ю пехотную дивизию. Этим и другим частям было приказано перерезать железную дорогу западнее Волхова, выйти в районы Шум и Войбокало. Но и такой маневр не принес врагу ожидаемого результата.

В середине ноября войска нашей армии предприняли контрнаступление на широком фронте и начали теснить немцев на ют и юго-запад. Немцы, не ожидавшие удара с нашей стороны, стали отступать быстрым темпом, неся большие потери в людях и материальной части. Они пытались цепляться за населенные пункты, так как других удобных рубежей для обороны у них не было. Наши части обходили деревни и поселки, занятые немцами, и блокировали их, вследствие чего отдельные группы отступающего противника оказались в окружении, и лишь немногим удалось вырваться из кольца. В этих боях 254-я немецкая дивизия понесла настолько тяжелые потери, что вскоре была отведена в тыл для переформирования.

Наиболее удачно была проведена блокировка села Тобино. Находившийся здесь немецкий гарнизон оказался полностью окруженным. Небольшие группы наших бойцов обложили село со всех сторон и перерезали пути, ведущие к отходу. Красноармейцы смело подбирались к домам и немецким блиндажам, забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью. Немцы в панике кинулись к выходам из села и натолкнулись там на группы наших автоматчиков, которые расстреливали врага из засад.

Тесня неприятеля с фронта, охватывая его с флангов, блокируя и истреблял по частям, наши войска кроме того широко применяли вылазки подвижных групп в тыл немцев. Команды охотников, отряды лыжников, батальоны разведчиков проникали километров на двадцать за линию фронта. Там они седлали дороги и устраивали засады в лесах, дезорганизуя и без того беспорядочный отход немцев. Эти отряды уничтожали отдельные группы противника, срывали питание его частей боеприпасами и продовольствием. На одном только участке дороги между двумя важными пунктами разведывательные группы части командира Кузнецова истребили более сотни немцев и в том числе четырех офицеров, у которых были найдены ценные оперативные документы. Отважные разведчики захватили в плен около 20 немцев, подбили 8 автомашин, часть которых везла боеприпасы, уничтожили 6 станковых пулеметов, захватили полевую почту пятого дивизиона 37-го немецкого артиллерийского полка.

С самого начала контрнаступления не было ни одного дня, когда бы наши части хоть немного не продвинулись вперед. За весь этот период они очистили от врага не менее 600 кв. километров территории Ленинградской области.

Особенно напряженными были бои на Войбокальском направлении, закончившиеся полным разгромом врага. Здесь 20 декабря были разбиты наголову два полка 11-й пехотной дивизии, два полка 254-й пехотной дивизии и до двух полков вновь подтянутой 291-й дивизии. Во многих немецких ротах осталось не более 30 солдат.

291-я дивизия немцев потерпела большой урон уже при подходе к линии фронта. Она шла из района Ораниенбаума, причем растянула свой поход на 11 суток. Немецкое командование принимало все меры, чтобы уберечь свои части от наших ударов во время марша: немцы шли по-батальонно и, главным образом, лесными тропами, минуя дороги. Используя рассредоточенность частей вражеской дивизии, наши подвижные группы навязывали немцам бои на марше и наносили им чувствительные удары. Так же встретили мы и 269-ю пехотную дивизию, подошедшую с другого участка фронта.

На Волховском направлении наши войска разгромили остальные части 11-й дивизии, один полк 254-й дивизии и 21-ю пехотную дивизию. Здесь многие немецкие части потеряли до 70–80 процентов всего состава. Нами захвачено большое количество орудий, пулеметов, танков, автомашин и другого военного имущества.

Сейчас немцы продолжают откатываться. Их по пятам преследуют наши гвардейские части, нанося врагу большие потери. Нам удалось перерезать важные дороги, ударить немцам во фланг и 26 декабря овладеть крупным узлом вражеского сопротивления. В боях за этот узел истреблено около 500 фашистов.

Усилиями доблестных бойцов нашей 54-й армии нанесен удар по коварному вражескому плану окружения Ленинграда. Каждый день мы отбиваем у немцев десятки населенных пунктов. Враг разгромлен, но еще не добит. Он всячески цепляется за железнодорожные станции и населенные пункты, стремясь вывести из-под удара остатки своих разгромленных дивизий. Отступая, немцы сжигают села и деревни, сплошь минируют дороги, чтобы затруднить наше продвижение. Только на одном небольшом участке наши саперы обезвредили более 900 мин. Но врагу, несмотря на все его уловки, не избежать окончательного разгрома.

Попрежнему высок наступательный порыв наших войск. Днем и ночью без устали дерутся бойцы, тесня и истребляя ненавистных немецких оккупантов.

^