Опыт старых рабочих — молодежи!
На фабрики и заводы нашей страны идут сейчас десятки и сотни тысяч новых людей. Одни из них до войны были заняты в сельском хозяйстве или в учреждениях, другие, в частности домашние хозяйки, вообще нигде не работали. Война против немецко-фашистских захватчиков вызвала огромный спрос на рабочую силу, и миллионы советских граждан, глубоко осознавая, как важен сейчас для государства труд каждого человека, предложили свои услуги нашей промышленности, пополнив собой ряды рабочего класса.

Вполне понятно, что новые люди, влившиеся в производство, нуждаются в обучении, в приобретении определенных знаний и навыков, необходимых для выполнения работы. Неправильно, глубоко ошибочно думать, что человек, только-что пришедший на производство, сам собой, без всякой посторонней помощи овладеет новой профессией. Новые кадры рабочих надо обучать, и притом обучать систематически, изо дня в день, ставя это дело на широкую ногу, уделяя ему самое серьезное, самое пристальное внимание.

Советская промышленность накопила огромный опыт по подготовке кадров. Годы сталинских пятилеток были годами упорной борьбы партии и правительства за создание кадров рабочих самых различных отраслей производства, профессий и специальностей. Проверен на практике и доказал свою эффективность – целый арсенал средств обучения рабочих. Большую роль в этом важнейшем государственном деле играла и играет непосредственная передача опыта старых рабочих молодежи.

Это и понятно, старые – не обязательно по возрасту, а по стажу работы на предприятии, – рабочие, прошедшие большую производственную выучку, приобревшие огромный опыт работы на станке или у машины, это – богатейший источник практических знаний, выверенных непосредственно в цехе и могущих сослужить каждому новому рабочему огромную службу. Как бы ни были просты операции, необходимые при выполнении той или иной работы, от рабочего требуются искусство, сноровка рук, смекалка. Когда же операции сложны, разнообразны по своему характеру и требуют не только и не столько простого мускульного напряжения, а большого уменья, точности, требуют от работника быстрой, порой мгновенной реакции, ценность опыта мастера, его наблюдений, накопившихся за годы труда на производстве, навыков, приемов, способов работы вырастает неизмеримо.

Квалифицированный рабочий, мастер своего дела, стахановец, умеющий до дна выжимать возможности из своего станка, из своей машины, поможет молодому рабочему быстро приноровиться к технологии работы.

Замечательных результатов достигают те предприятия, где широко и серьезно ставят индивидуальное прикрепление молодых рабочих к старым, опытным. Стахановец, предприятия, имеющий, чему научить новичка, берется передать ему необходимые сведения о технике работы, «секреты» своих методов труда и систематически помогает новому рабочему освоиться с новым для него делом.

Недавно в «Известиях» было опубликовано сообщение нашего корреспондента из Архангельска о подготовке новых рабочих на лесозаводе имени Молотова. Там обучают новичков много старых производственников, в том числе лучшие стахановцы завода Веретенников и Салтыков. На другом заводе работница Якимовская под руководством стахановца Кузнецова изучила специальность рамщика и сейчас перевыполняет нормы.

На Московском инструментальном заводе этот способ обучения рабочих нашел свое, пожалуй, самое яркое воплощение. Он, этот метод, стал на заводе главным. Новичков индивидуальным порядком обучают лучшие стахановцы. Начальник отдела технического обучения завода тов. Л. Аллин рассказывает: «Вначале стахановец знакомит новичка с рабочим местом. Потом, в процессе работы, он об'ясняет каждое свое движение, назначение отдельных частей станка. Как правило, уже в первый день руководитель поручает новому рабочему простейшие операции: установку изделия, пуск станка, с'ем обработанной детали, промер и т. д... Как только новичок начинает работать самостоятельно, он в присутствии мастера и цехового организатора обучения сдает пробу на разряд». Прошедшие такое обучение рабочие обычно уже вскоре достигают больших успехов: работница тов. Ермакова перевыполняет норму на 87 проц., Максимова – на 151 проц. и т. д.

Эту практику, вытекающую из самых начал нашего социалистического производства, где взаимопомощь работников в труде является законом, принципом, надо всячески распространять и пропагандировать. Пусть на каждом нашем предприятии будут десятки, сотни рабочих, добровольно взявшихся за важнейшую для государства работу – подготовку новых кадров.

Еще шире надо ставить передачу конкретного производственного опыта молодым рабочим в стахановских школах. Сеть стахановских школ в нашей стране огромна. Нет никакого сомнения, что число их будет расти с каждым днем. Но нужно, чтобы стахановские школы на ряду с теоретическим обучением лучше, глубже ставили дело пропаганды конкретного опыта передовых рабочих. Пусть в стахановских школах в качестве людей, готовящих новые кадры, будет побольше выдающихся стахановцев предприятия.

Весь арсенал производственной пропаганды – конференции, вечера опыта, лекции, – все это можно и нужно использовать для того, чтобы просто и ясно, наглядно показать каждому новому рабочему, нам надо и как не надо работать. Метод показа должен сейчас быть доминирующим среди других методов обучения.

Патриотизм советских людей проявляется сейчас, в суровые дни отечественной войны, в самых разнообразных формах. Движение старых рабочих, стремящихся передать молодежи свой опыт, свои знания, – одно из проявлений патриотических чувств. Всеми силами должны мы ширить это движение, подымать, поощрять его участников, в том числе и материально, делать все необходимое, чтобы благородное стремление старого кадровика обучить молодого находило самую активную, самую горячую поддержку.

От успешной работы нашей индустрии в огромной степени зависит успех на фронте. Чем лучше знают технику своего дела наши рабочие – старые и молодые, тем больше дадим мы продукции фронту. Ставя как следует пропаганду опыта старых производственников, добиваясь такого положения, когда каждый опытный рабочий будет считать своим долгом помогать новичкам осваивать производство, мы тем самым увеличиваем мощь нашей промышленности, а значит и снабжение фронта всем необходимым для отпора врагу.

// Известия № 236 (7612) от 5 октября 1941 г.
Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^