Образцово подготовить речной флот к навигации
В великой отечественной войне большую роль призван играть речной флот. Советскую землю прорезают многочисленные большие и малые водные магистрали. Всеми этими речными путями до самого ледостава шли караваны судов, перевозя миллионы тонн грузов, нужных фронту, необходимых народному хозяйству. Отважно и беззаветно работали речники в лето и осень войны, перекрыв все известные речному флоту технические нормы. Многие пароходства закончили 1941 год с показателями, невиданными в прошлые годы, перебросив такое количество грузов, какого они не перевозили никогда до этого.

Еще более ответственные задачи ставит война перед речниками в предстоящую навигацию. Первая и основная из них будет заключаться в том, что все грузы, которые могут перебрасываться, минуя железные дороги, должны пойти в пункты назначения водой. Это, во-первых, дешевле, а во-вторых, необходимо в целях высвобождения железнодорожного транспорта для других перевозок. Выполнить эту задачу речники сумеют только в том случае, если они образцово подготовятся к навигации, обеспечат с первого со дня бесперебойную работу всего подвижного состава речного флота.

Главное в подготовке к навигации – своевременное и высококачественное проведение судоремонта. В этом году ремонт судов их команды ведут на девять десятых своими собственными силами. Это замечательное новшество, порожденное условиями военного времени, целиком себя оправдало. Оно – прямой результат глубокого понимания армией работников речного флота всей ответственности перед родиной. Во многих пароходствах ремонт идет успешнее, чем когда-либо, намного опережая график. К таким пароходствам относятся Доно-Кубанокое, Вятское, Северное, Сухонское, Аральское и ряд других. Успех их определили хорошая подготовка к ремонту, заблаговременная заготовка необходимых материалов, правильная расстановка квалифицированных кадров.

Однако не везде дела идут так успешно. Несмотря на то, что с начала судоремонта прошло больше двух месяцев и не больше двух месяцев остается до начала навигации, по ряду важнейших пароходств ремонтные работы идут неудовлетворительно. Например, руководители и политотделы волжских пароходств, не учтя особенностей организации ремонта в условиях военного времени, не обеспечили правильную расстановку флота по отстойным пунктам в последние дни навигации, не проявит после этого заботы об обеспечении судов необходимыми для ремонта материалами, не составили своевременно графика работы. Теперь эти упущения работники Волжского пароходства пытаются наверстать, но «раскачка» стоила большой потери времени.

Добиться четкого выполнения графика, полностью загрузить имеющееся оборудование, внедрить строжайшую дисциплину на ремонте, – вот что требуется сейчас от руководителей пароходств и политотделов. Работники речного транспорта, вступив в соревнование в честь XXIV годовщины Красной Армии, готовы все силы отдать делу подготовки судов к навигации. Этот производственный под'ем надо умело и широко использовать.

Для успеха навигации не меньшее значение, чем судоремонт, будет иметь подготовка к весне портового и пристанского хозяйства. Оно большое и сложное. Современный речной порт оснащен сложными механизмами, огромными складскими помещениями, разносторонним инвентарем, используемым на погрузочных и разгрузочных работах. И от того, сколь высококачественно и быстро будут отремонтированы средства механизации, приведены в порядок склады, подготовлено все вплоть до лопат и тачек, горячо зависит быстрая обработка судов с начала навигации. Между тем, следуя печальной практике прошлых лет, многие пароходства не подготовили пристани и порты к навигации, откладывая это важнейшее дело до весны, что может привести к самым нежелательным результатам и повлечь за собой создание пробок в горячие весенние дни, когда будет дорог буквально каждый час. Надо немедленно развернуть самую деятельную подготовку пристаней к открытию навигации. Так же важно быстро развернуть и в срок закончить подготовку перевалочных баз, особенно на Каме и в северных бассейнах, через которые должны пройти буквально миллионы тонн важнейших грузов.

Самого пристального внимания заслуживает подготовка кадров речников. За время войны в личном составе речного флота, как и в любой другой отрасли народного хозяйства, произошли существенные изменения. На реки пришли новые кадры, еще больше их понадобится в предстоящую навигацию. Поэтому подготовкой, обучением кадров, в частности женщин, каждое пароходство должно заняться уже теперь. Надо отрешиться от укоренившегося у известной части работников речного транспорта взгляда на свои профессии, как на «монопольно-мужские». Женщина в речном флоте может выполнять любую работу, нужно только, чтобы она была обучена делу. Это доказали речники Нижнее-Амурского пароходства, в среде которых еще в прошлую навигацию родилось замечательное движение за подготовку каждым членом команды смены себе из состава своей семьи. На Н. Амуре большое количество женщин за короткий срок овладело многими сложными специальностями. Использовать этот метод, развернуть широкую сеть курсов, организовать специальные школы, словом, сделать все, чтобы подготовить для работы в речном флоте возможно большее количество женщин, – обязанность всех руководителей пароходств, всех политотделов. Наркомата речного флота в целом. От этого во многом будет зависеть успех навигации.

В подготовке к навигации есть много больших и малых дел, требующих уже сейчас самого пристального внимания. Уже теперь надо думать о подготовке пути, ремонтировать путевое оборудование, проводить очистительные работы. Уже теперь, а не в последнюю очередь, как это было в прошлые годы, необходимо развернуть ремонт технического флота, все суда которого должны быть готовы к навигации так же, как и эксплоатационные. Теперь же должны быть продуманы все вопросы использования для судоходства мелких и так называемых боковых рек, что требует изыскания и подготовки соответствующего мелкотоннажного флота. Наконец, перед работниками речного транспорта во всю ширь встает задача возрождения судоходства в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов. Гитлеровские мерзавцы разрушили пристанское и портовое хозяйство во временно захваченных ими районах. Восстановить его, добиться, чтобы по всем рекам с весной пошли вереницы судов, – почетное дело речников, для которого они не пожалеют сил.

Предстоящую навигацию работники речного транспорта должны встретить так, чтобы на реках Союза еще более широкий размах принял метод тов. Ханьшева по безостановочному движению речных караванов, намного ускоряющий переброску грузов, чтобы еще шире развернулось социалистическое соревнование и выросли ряды речников-лунинцев, чтобы был обеспечен столь высокий грузооборот, какого никогда до этого не знал наш речной флот. Решение всех этих задач исключительно важно для народного хозяйства, для фронта. И страна ждет от речников подлинно большевистского выполнения этих задач.

^