Оружие искусства
«Когда гремят пушки – молчат музы», – гласила латинская поговорка. Но перед громом орудий смолкают только пугливые музы. В грохоте сражений не слышно голоса комнатных певцов, перепуганных интеллигентиков, растерявшихся обитателей узкого мирка личных переживаний. Настоящий художник, который живет жизнью народа, в большом мире его судеб, его могучих исторических движений, чувств и стремлений многомиллионных масс, – подлинный художник, когда гремят пушки, призывает к себе мужественный гений народа. Искусство, действительно народное искусство, превращается в оружие борьбы, и под гром орудий мы слышим голос бесстрашных муз. Они говорят. Они говорят голосом гнева и страсти, голосом справедливости и человечности, голосом величия и достоинства борьбы, – говорят вместе с народом, о том, что думает и чувствует пошедший на битву народ.

Так было на заре Великой социалистической революции; так было в боях гражданской войны, когда советский строй сомкнул искусство с народом, когда лучшие художники поставили свое творчество на службу победе народной. И гремел над революционными полками «Левый марш» Маяковского, и кисть художника писала призывные плакаты, и рождались первые советские песни в цокоте походов Первой Конной. С тех пор искусство наше бесповоротно отдало себя служению народу. Даже в мирные годы оно оставалось искусством борьбы, и лучшие его создания были овеяны славой боевых походов. В какую бы область человеческого сознания оно ни проникало, к какой бы стороне человеческой личности ни обращался художник, в его произведениях трепетал неиссякаемый дух великой борьбы, которую вел наш народ за новое, социалистическое общество.

Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков коренным образом изменила формы борьбы, но не изменила ее существа. Чтобы отстоять свою родину, свою жизнь, советский народ взялся за оружие. В кровавой схватке с гитлеровскими ордами решается судьба всех ценностей, которыми дорожит человек. В суровой борьбе мы защищаем свободу, независимость, культуру, человечность, справедливость, честность, дружбу, доверие, – все, без чего немыслима достойная человека жизнь. Великой страстью движим нащ народ, и в сражении он проявляет все величие своей души, как проявлял его в мирном строительном творчестве.

Искусство советского народа – вместе с народом в дни великой отечественной войны. С глубоких позиций обстреливают врага тяжелые дальнобойные орудия, из ближних окопов торопливой скороговоркой звучит меткая пулеметная очередь, и даже одиночный снайперский выстрел сражает врага. Искусство также располагает многообразным оружием и применяет его в зависимости от конкретных условий борьбы с тем, чтобы наиболее верно поражать врага. Берется ли писатель за очерк или роман, за публицистику или поэму, пишет ли художник картину, плакат или карикатуру, сочиняет ли композитор песню или симфонию, – мы узнаем советского художника, участника великой народной борьбы по огню и страсти, по голосу мужества, достоинства и человечности.

Война не оборвала творчества художников советского народа, и не умолкли музы под гром сражений. В боях утверждается великая человечность, священный гуманизм советского искусства. Огромная любовь к человеку, к его богатому духовному миру, к его справедливому гневу и самоотверженной борьбе против того, что враждебно свободному развитию человечества, что угрожает его будущему, – эта любовь питает творчество наших писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов, направляет всю их силу против гитлеровских захватчиков. Война способствовала вызреванию многих замечательных мастеров советского искусства. Грандиозность исторических событий и чувство ответственности художника перед народом ускорили процесс глубокого внутреннего развития художника, и он предстает перед нами сейчас более зрелым, острым, видящим, глубоким в своем творчестве.

Сотни советских писателей, поэтов, художников, артистов ведут свою работу непосредственно в огне войны, на передовых линиях фронта. Те писатели, которые «к штыку приравняли перо», делят вместе с Красной Армией ее походы, находятся на линии огня и в коротких записях дневников, в газетных очерках, в публицистических статьях, в описаниях битв день за днем запечатлевают летопись войны, сохраняют ее для истории, раскрывают в художественных образах помыслы, чувства и характеры людей, которые ведут войну. Их труд складывается в громадную эпопею, содержание которой составляет: народ на войне.

Уже выходят значительные книги очерков, родились фронтовые циклы стихов Суркова и Симонова, уже созданы Тихоновым и Светловым поэмы о 28 гвардейцах, о подвигах советских патриотов. Сквозь гром орудий доносится до нас голос Ставского, Вишневского, Горбатова, Корнейчука, Ванды Василевской, Бажана; Толстой, Эренбург, Тычина, Рыльский, Янка Купала, Якуб Колас и десятки других русских, украинских, белорусских писателей пламенным словом своим участвуют в великой отечественной войне. В осажденном Ленинграде полновесно звучит поэтическое слово; в Москве на стенах домов расцветают пестрые «Окна ТАСС», в газетах комментируют события острые рисунки художников Кукрыниксы, Ефимова; в кино идет «Оборона Царицына» бр. Васильевых, в Колонном зале потрясает слушателей Седьмая симфония Шостаковича; в Саратове показывает премьеру «Кремлевских курантов» МХАТ, в Челябинске на сцене Малого театра идет «Отечественная война» – инсценировка «Войны и мира» Льва Толстого.

Как первый величественный отклик глубокого человеческого сердца на исторические события, раздаются мощные звучания Седьмой симфонии композитора Дм. Шостаковича – произведения громадной силы воздействия и значительности. В Седьмой симфонии раскрыты мысли и чувства, которыми об'ята сейчас душа советского человека.»

Русская музыка, славянский музыкальный гений говорит в ней языком потрясающей и чарующей правды. Среди раздумий, воспоминаний, образов тонко и глубоко мыслящего и чувствующего художника, как основная тема его творчества, звучит тема человеческого достоинства, торжествующего над тупой, враждебной человеку силой фашизма.

Молодой композитор, своим творчеством уже стяжавший мировую известность, взращен советским строем, его высокой и требовательной культурой. Крупный самобытный талант Шостаковича несет черты общества, в котором он развивался, вырос и возмужал, отмечен печатью эпохи. Седьмую симфонию Шостакович писал в осажденном родном Ленинграде, перед лицом вражеской угрозы, под опасностью бомбежек. «Это был ответ русского, советского человека на навязанную нам войну. Нет страха и колебаний в его душе; глаз его видит опасность, но он знает силу своего народа, своей правды, и слух его уже ловит звуки ликования над сломленным чудовищем. Война не сломила души народа, она напрягла и укрепила силу советского человека, и советский, композитор Шостакович заявил об этом созданием лучшего своего произведения, написанного в дни войны.

От фронтового очерка до повести и поэмы, от фельетона до большой публицистики, от короткой песни до грандиозной симфонии – все виды, роды и жанры искусства участвуют в исторической борьбе советского народа. Искусство сопутствует Красной Армии, оно сопровождает нашего бойца, оно говорит с народом о самом важном в жизни человечества. Мужественный гений, бесстрашные музы советского искусства говорят полным голосом под гром орудий. Вместе с доблестными патриотами Советской страны искусство своим оружием прокладывает дорогу к нашей победе, к величайшему народному торжеству, предвестие которого звучит уже в творчестве советских художников.

^