Офицер суворовского военного училища
В прошлом году произошло знаменательное событие в истории строительства Красной Армии. Советское, правительство учредило суворовские военные училища. Здесь будут воспитаны профессионалы-воины для службы в офицерских званиях, всесторонне развитые, дисциплинированные, глубоко преданные матери-Родине.

Комплектование училищ проведено с большой тщательностью. В числе воспитанников- суворовцев мы видим детей Героев Советского Союза, прославленных генералов и офицеров Красной Армии, партизан Отечественной войны. Многие воспитанники прибыли в училища, имея ордена и медали, заслуженные на фронте.

Офицер-воспитатель должен умело сочетать в себе качества заботливого отца, педагога и командира. Добиться этого смогут лишь те офицеры, которые считают труд по воспитанию суворовцев целью своей жизни, долгом перед Родиной. За два месяца занятий в училищах уже выявилась немало таких офицеров, которых можно признать отличными воспитателями юных суворовцев. Их опыт достоин самой широкой популяризация.

Рассмотрим кратко работу офицера-воспитателя первого учебного отделения первой роты Воронежского суворовского училища старшего лейтенанта Харченко. Воспитанники отделения Харченко опрятны. У них всегда чистые воротнички, начищенная обувь, блестящие пуговицы. Они усвоили и хорошо выполняют приняла поведения в классе и вне класса, стали образцовыми строевиками.

Эти успехи не легко и не сразу дались старшему лейтенанту Харченко. Дни и ночи проводил оп да и сейчас проводит со своими питомцами. Каждая минута учебного и свободного времени у него рассчитана и спланирована. Он всюду учит суворовцев личным показом: в столовой — как пользоваться сервизом и салфеткой, в спальне — как разобрать или заправить койку, сложить обмундирование, в туалете — как умываться, пользоваться зубной щеткой, чистить обувь. Учит всему, вплоть до пришивания пуговиц.

Старший лейтенант ведет обширную переписку с родителями воспитанников, и эта переписка становится достоянием всего учебного отделения. Он систематически обменивается мнениями о своих питомцах с преподавателями, широко использует в целях воспитания газеты, выбирает и рекомендует суворовцам худо жест веяную литературу, разбирает с ними прочитанные книги, просмотренные кинокартины.

Часто в учительской можно слышать следующие разговоры. Харченко обращается к одному из преподавателей:

— Товарищ Виноградов, сегодня, пожалуйста, спросите по литературе моих воспитанников такого-то и такого-то.

Или же он говорит, поглядывая на часы:

— Нужно сбегать к зубному врачу.

— У вас зубы болят?

— Нет, у моего воспитанника опухоль на щеке появилась. Наверно, флюс. Хочу спросить врача, не отменить ли для него прогулку.

Во внеучебное время старший лейтенант Харченко проводит со своими питомцами игры и экскурсии по местам боев за Воронеж, рассказывает им боевые эпизоды или беседует с ними на различные темы учебы, жизни и быта. Недаром суворовцы горячо любят своего воспитателя и стараются во всем быть похожими на него.

Родители суворовцев, которые воспитывает офицер Харченко, могут быть вполне спокойны: их дети — в хороших руках.

Старший лейтенант правильно понял свою роль, полностью осознал особенности работы с юными суворовцами. Это помогает ему умело сочетать воинское и педагогическое воспитание будущих офицеров. Но еще далеко не все офицеры-воспитатели работают так, как старший лейтенант Харченко. Многие допускают в этом сложном деле различного рода ошибки. Одним из основных недостатков в действиях офицеров-воспитателей, пришедших преимущественно из нормальных военных училищ, это забвение того, что они воспитывают не взрослого курсанта, а суворовца-мальчика, к которому требуется другой подход. Такой воспитатель, привыкший иметь дело со взрослыми курсантами, вдруг ни с того ни с сего ошарашивает десятилетнего мальчика громким окриком:

— Почему опоздал в строй?

Тот объясняет, что задержался, потому что не смог быстро застегнуть еще непривычную для него одежду, а на него обрушивается ещё более яростный окрик:

— Я спрашиваю, почему опоздал? Кто позволил опаздывать?

Мальчик теряется, краснеет, плачет.

Это, конечно, не воспитание, а порча детей, и такого рода воспитателям не место в суворовских училищах. Ни на минуту нельзя забывать, что ребёнок, хотя и одетый в специальную форму, продолжает оставаться ребёнком. Спрашивать с него, как со взрослого курсанта нормального училища или как с бойца, нелепо и смешно.

Многие пытаются оправдывать свое неумение работать с воспитанниками отсутствием опыта. Действительно, дело это новое, и опыт только начинает накапливаться. Но для тех, кто с душой взялся за дело, кто беспрерывно и вдумчиво трудится, для тех отсутствие опыта не будет непреодолимым препятствием. В конце концов можно взять всё полезное и применимо из опыта многолетней работы старых кадетских корпусов. Для этого нужно только не лепиться, старательно подбирать и читать соответствующую литературу.

Работа офицера-воспитателя в суворовском училище почетна и ответственна. Лица, которым эта работа доверена, должны по праву гордиться ею. Вполне понятно, что и авторитет офицера-воспитателя должен быть высоким. Этот авторитет достигается кропотливым трудом и образцовой воинской культурой. Важно, чтобы воспитатель везде и всюду был примером безупречного выполнения уставов и воинского распорядка, причем выполнял всё это не только пунктуально, но и красиво, показательно для воспитанников. Тут имеет значение всё: и внешний вид, и опрятность, и манеры, и жесты, и разговорная речь, ибо многие будут, точно копировать действия своего воспитателя.

К сожалению, эти требования еще не всеми достаточно усвоены. Некоторые офицеры-воспитатели допускают излишнюю развязность в поведении, небрежность в одежде, туалете. Иногда создается пестрота обмундирования, нарушающая красоту офицерской формы. Одни ходят в гимнастерках, другие — в кителях, третьи носят некое подобие современного мундира.

Офицер-воспитатель должен не только сочетать в себе качества командира и педагога, но еще быть образцом культурности, воинской выправки, безукоризненного внешнего вида.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Милитера (Военная литература)
^