Разгром немецких оккупантов под Москвой
На выставке в Центральном Доме Красной Армии
Человек в овчинном полушубке стоит, сжав в руках винтовку. Рослая его фигура возвышается над заснеженной равниной. Иней опушил шапку, лег на плечи. У него багровое от мороза лицо — суровое, ясное. Сухой огонь горит в его глазах. Он широко расставил сильные ноги, свободно расправил плечи, — человек-воин, герой и знаменосец великой битвы...

Выставка в Центральном Доме Красной Армии открывается портретом простого советского воина. Тема ее — «Разгром немецких захватчиков под Москвой». Первый же зал выставки переносит нас в обстановку октябрьских дней 1941 года, предшествующих обороне Москвы. Враг начал наступление. Он рвется в Москве. На дальних и ближних ее подступах идут кровопролитные бои. Столица по-военному подтянута, строга. Многочисленные фотографии воспроизводят облик города в те дни. Митинг на заводе — строгие лица. Женщины возводят укрепления. Ополченцы получают оружие. Старик-рабочий пытливо всматривается в пасмурное небо. Московская улица, прегражденная баррикадами, заваленная мешками с песком. И над пролетом дороги красное полотнище:

— Все на защиту родной Москвы!

Немецкие фашисты несли с собой смерть и разорение. Мы смотрим на экспонаты выставки и видим:

Дорога в мелколесьи, возле Рузы, которая славится красотой своих окрестностей, и на снегу трупы замученных красноармейцев... Развалины фабрик и фермы моста, обрушившиеся в Волгу. В Истре под березами с грачиными гнездами был чеховский домик. Теперь здесь лишь груда обломков. Во дворе дома Чайковского в Клину — ноты, разбитый бюст композитора. В кабинете Льва Толстого в Ясной Поляне бутылки из-под вина на столе, койки, сено — фашистское стойло. На стенах пустые рамы — картины увезены. Обгорелые комнаты...

Фашисты мечтали предать огню и мечу нашу Москву, но все, кто находился в стенах великого города и далеко за их пределами, знали: Сталин в Москве, а это значило — не быть покоренной великой советской столице. И, как это прежде бывало в трудную для страны пору, народ еще теснее сплотится вокруг своего вождя. С ним он делился сокровенными желаниями, ему он поверял свои думы. Сталин призвал народ стать на защиту Москвы. И народ ответил своему вождю. Огромной патриотической силой проникнуты показанные на выставке письма простых советских людей Сталину. Многие из этих писем написаны по-военному строго, лаконично, но основная их мысль выражена предельно ясно: советские люди хотят в армию, они жаждут взять в руки оружие и защищать отчизну. Вот письмо Ивана Глушенкова.

«Прошу вашего распоряжения, — пишет он Сталину, — о зачислении меня в ряды Красной Армии в связи с тем, что я хочу отомстить фашистским варварам за сожженные села, за погибших родных. Буду защищать родину до последнего вздоха».

На огромной красочной схеме выставка раскрывает посетителям план разгрома неприятельских сил под Москвой, который наш народ с гордостью назвал сталинским. Рядом с графическим изображением этого плана выставка показывает галлерею славных советских генералов, руководивших осуществлением сталинского замысла. Широко развернув перед собой карту, взяв в руку заостренный карандаш, раздумывает генерал армии Жуков. По хрусткому снегу стремительно идет генерал Белов. Чуточку ссутулившись, генерал Рокоссовский слушает донесение летчика. Сощурив глаза, пытливо наблюдает за полем боя генерал Панфилов...

Сокрушительным был удар наших войск. В первых рядах советских воинов — защитников столицы — шли московские большевики. Враг покатился от Москвы. Выставка воспроизводит огромное количество экспонатов, показывающих, насколько паническим было бегство врага. В центре внимания посетителей большая штабная автомашина со всем тем, что составляет имущество штаба действующей немецкой части. В одной из витрин показана целая груда новеньких железных крестов, захваченных нами при разгроме одного из немецких штабов. Гитлеровские ордена предназначались для фашистских вояк, отличившихся при «взятии Москвы». В музее воспроизведены многочисленные образцы брошенного гитлеровцами оружия, начиная от гаубиц, бронемашин и танков и кончая надувными лодками и мотоциклами.

Фашисты собрали всю свою технику и бросили ее на Москву. Они подвезли 210-мм. гаубицы для стрельбы по Москве, — вес всей системы в боевом положении — 16,5 тонн! Смотришь на эту машину смерти и думаешь: «Под Варшавой была, под Парижем была, а теперь вот стоит в парке ЦДКА, и ребятишки фамильярно похлопывают по ее унылому стволу».

Особая витрина воспроизводит обувь и обмундирование гитлеровцев, в котором они шли на Москву и от нее возвращались: крепкие, подбитые гвоздями солдатские ботинки заменялись к концу похода огромными на войлочной подкладке лаптями; новенькое парадное обмундирование, увешанное железными крестами и многочисленными знаками отличия, к концу похода превратилось в засаленное тряпье.

Героическая эпопея обороны советской столицы завершилась полным разгромом неприятеля. Сталинский план был претворен в жизнь. Красная Армия нанесла поражение немецким войскам под Москвой и положила начало разгрому гитлеровской армии. Выставка является живым и доходчивым рассказом об этой победе. В этом ее сила. В этом ее огромное воспитательное значение.

Выставка, организованная Главным политическим управлением Красной Армии, завоевывает у москвичей все большую популярность. Ее охотно посещают бойцы, командиры и политработники. В первые дни открытия на выставке побывали тысячи посетителей.

— Выставка подготовлена с большой любовью, — заявил майор П.Федосеев, — она дает представление о суровых битвах под Москвой, из которых наша армия вышла с победой.

Выставка заставляет еще раз с глубоким волнением пережить исторические дни славной битвы за Москву и вдохновляет советских людей на беспощадную борьбу с немецкими оккупантами.

Подготовил Ярослав Огнев, источник текста: Блог Ярослава Огнева
^