Учебный фильм для танкистов
На днях в одном крупном танковом учебном центре состоялся широкий просмотр учебно-методических фильмов, выпущенных для танковых частей. Работа по изготовлению учебных фильмов и внедрению их в боевую подготовку танкистов заслуживает всяческой похвалы, — так говорили все командиры, присутствующие на просмотре. Значение учебной кинокартины, особенно в настоящее время, действительно трудно переоценить. Сжатые сроки обучения танкистов заставили сделать решительный поворот в методике боевой подготовки — придать ей наглядный характер. Здесь-то и выявилась вся ценность кино. Наряду с другими пособиями оно даёт возможность с предельной, почти ощутимой наглядностью довести до обучаемого довольно сложные понятия о работе машины или её агрегатов. И не только в этом дело. Важен ещё и убедительный язык кино.

Учебный фильм может принести пользу в том случае, когда он правильно используется. Это уже зависит от методической грамотности руководителя и от того, насколько он понимает полезность фильма как учебного пособия. Например, в одной части учебные картины показываются в клубе, перед художественным фильмом. Ясно, что от этого пользы мало. Использование учебных фильмов, очевидно, следует предусмотреть в расписании занятий. Мало того. Во время инструктажа командиры должны знакомиться с фильмом и получать указания, как его использовать. Показывать ли картину всю сразу или по частям, даже отдельными кусками — всё это решит сам руководитель. Он же обязан заранее подготовить пояснения или дополнения, которые нужны будут по ходу картины. Опыт показал, что для лучшего усвоения полезно просматривать учебный фильм не один раз, а два-три раза.

Было бы ошибочно надеяться, что, просмотрев фильм и поняв его, танкист будет всё знать и всё делать, как полагается. Кино занимает видное место среди учебных пособий, но оно отнюдь не заменяет их. Вопрос заключается в том, чтобы наиболее рационально использовать все наличные возможности для ускоренной подготовки танкиста. Сочетание показа и практики — таков основной метод решения задачи. Это нужно всегда помнить, не допуская какого-либо разрыва между показом учебного фильма и действиями обучаемых у боевой машины и её вооружения.

Таковы выводы, вытекающие из опыта использования кино в учебе танковых частей. Этот опыт выдвигает также ряд вопросов о характере и содержании учебных фильмов. На просмотре было показано около десятка различных учебных картин. Все они сделаны неплохо и вполне пригодны для учебы. Но некоторые картины слишком энциклопедичны, т. е. не учат, а дают лишь общие и поверхностные представления о предмете («Ремонт и эвакуация танка с поля боя»). В других фильмах много плёнки тратится на показ того, что каждый командир может разъяснить своими средствами. Нет надобности, скажем, показывать на экране, как производится заводка двигателя, ибо это можно проделать в машине. Не стоило расходовать плёнку на показ выверки прицельных линий танкового оружия («Подготовка танка к бою»), поскольку об этом чётко написано в соответствующих наставлениях. Учебно-технический фильм должен помочь командиру в разъяснении сложных вопросов, так сказать, раскрыть нутро изучаемого предмета В этом отношении хорошо сделала картина «Вождение танка по пересечённой местности».

В выпуске учебных фильмов до сих пор отсутствовала строгая увязка тем с существующими программами. А ведь это очень важно. Программы имеются, — значит, имеется возможность в соответствии с ними планировать выпуск фильмов согласно каждому разделу программы по той или иной специальности, включая эти фильмы в число обязательных пособий. Среди учебных фильмов, изданных Управлением боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск, почти нет картин по тактической и огневой тематике. Это — досадный пробел, и его нужно восполнить.

// Красная звезда № 121 (5492) от 25 мая 1943 г.
Подготовка текста: Анатолий Никифоров. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^