Поскольку стык — наиболее уязвимое место обороны, не рекомендуется располагать его на таком участке местности, к которому идут скрытые подступы со стороны противника. Вообще надо стремиться к тому, чтобы стык находился там, где по ряду признаков видно, что противник не может создать против него сильной группировки. Само собой разумеется, что в месте стыка не должно быть жизненно важных объектов, таких, скажем, как шоссейные или железные дороги. Не следует допускать, чтобы они оказывались даже вблизи стыка. На одном участке фронта, где немцы прорвались на значительную глубину, большую роль в этом сыграло то обстоятельство, что, преодолев заминированный участок стыка, они вышли затем на дорогу, оказавшуюся вблизи.
Нарезав полосы, участки и районы, необходимо принять все меры для самой тщательной маскировки стыков. Если умелым расположением боевого охранения и ложными позициями искусно скрыть истинный передний край, тем самым затрудняется и обнаружение стыков. Однако, помимо этого, нужно ложными позициями и заграждениями маскировать самые стыки. Кроме того, подразделения, здесь находящиеся, должны постоянно иметь в виду, что одним своим движением по обе стороны стыка они могут обнаружить его. Поэтому тут должна быть особенно строгой маскировочная дисциплина.
В охране стыков многое зависит от того, насколько умело боевое охранение и все подразделения переднего края обороны противодействуют вражеской разведке. Там, где все попытки врага прощупать нас действиями мелких партий и разведкой боем терпят крах, там, как правило, он не может обнаружить расположения стыков. Следовательно, задача каждой части — немедленная ликвидация любых разведывательных происков врага перед передним краем. Если же известно, что врагу удалось тем или иным путем разведать стык, целесообразно внести некоторые изменения в систему оборонительной полосы, с тем, чтобы провести новые разграничительные линии, введя противника в заблуждение.
В системе инженерных мероприятий обороны обеспечение стыков должно занимать одно из главных мест. Тут нужно создать прочные позиции на всю глубину, даже если они не будут до поры до времени заниматься войсками. В тех случаях, когда командование не назначает специальных подразделений для охраны стыка, надо здесь обязательно иметь оборудованные позиции. Более того, нужно создавать отсечные позиции позади стыка на случай, если враг прорвется вглубь.
Для прикрытия стыка создается плотная и сплошная сеть минных и прочих заграждении, которые держатся под неослабным наблюдением и огнём. Подразделения, находящиеся по обеим сторонам стыка, должны постоянно иметь наготове огневые средства, которые бы прикрывали заграждения.
Что касается огневого обеспечения в целом, то и здесь главное — тесная взаимосвязь с соседями. Части, образующие стык, должны заранее договориться о рубежах и времени открытия огня, сигналах и пр. Особое внимание — противотанковым огневым средствам. Там, где местность танкодоступная, все меры по охране стыка носят сугубо противотанковый характер. Позади стыка в зависимости от обстановки могут располагаться резервы, имеющие задачей ликвидировать танковый прорыв врага, если этот прорыв ему удался.
Командиры частей поддержки и усиления должны получить четкие задачи по охране стыка. Надо заранее планировать заградительные и отсечные огни артиллерии и массированных миномётных групп Нужно, чтобы и танковый, и авиационный начальники, заранее имели свой план действия в случае прорыва неприятеля в стыке между оборонительными полосами. Точно так же заблаговременно разрабатываются различные варианты контратак в сторону стыка.
Это касается всех подразделений, примыкающих к стыку, тем более непосредственно его охраняющих, а также резервов смежных частей и соединений. В предвидении возможных контратак в минных и других заграждениях, прикрывающих стык, оставляются проходы. При этом подготавливаются необходимые средства, чтобы быстро закрывать проходы.
Эти мероприятия тщательно продумываются уже в процессе рекогносцировки.
Старший начальник с командирами частей, имеющих общий стык, а также частей усиления и поддержки на местности решает основные вопросы организации инженерных работ, заграждений, огня и вероятных контратак. В процессе рекогносцировки должна появиться полная ясность относительно взаимодействия в деле охраны стыка.
Как известно, старший начальник назначает одного из командиров смежных частей ответственным за оборону стыка.
Этот командир следит за выполнением намеченных мероприятий. От него должны исходить всякие начинания, направленные на повседневное совершенствование инженерного оборудования и огневой системы.
Он в случае активных действий врага немедленно связывается с соседом, чтобы организовать отпор. Однако это ни в коей мере не снимает ответственности с каждого командира за оба стыка, которые образованы между его частью и соседними частями.
Дух взаимной выручки, взаимопонимания должен пронизывать отношения между соседями, особенно в таком важнейшем деле, как охрана стыков. Боевой опыт знает примеры, когда одна сторона, имея сведения о том, что два соседних командира противостоящих ей частей не достигли тесной связи, использовала это обстоятельство для удара в стык и быстро достигала успеха.
Старший общевойсковой начальник лично и через штаб должен постоянно контролировать охрану стыка, добиваясь отличного взаимопонимания между командирами подчиненных ему частей, жестоко пресекая малейшие попытки кого-либо из них мотивировать свое бездействие ссылками на соседа.
Решающее значение в охране стыков принадлежит общей высокой бдительности войск, занимающих оборону. Это особенно касается периода затишья. Нет ничего опаснее беспечности, которой иногда страдают некоторые части в периоды затишья.
Беспечность делает войска малоустойчивыми при внезапной атаке. Она может стоить много крови и привести к тяжелым последствиям не только там, где имела место, но и на всем данном участке фронта. Задача командного состава — постоянно поддерживать высокую бдительность в обороне, что благотворно скажется и на охране стыков.