Совместный полёт
Наш штурмовик «Ильюшин-2» — грозное для врага оружие на поле боя. Немцы с особой настойчивостью охотятся за ним, подчас выделяя для этой цели специально подготовленных лётчиков-истребителей, приученных работать на малых высотах и бреющем полёте. «Ильюшин-2» обладает высокими огневыми и маневренными качествами, что позволяет ему успешно сражаться с вражескими истребителями. Однако всё же боевой эффект работы штурмовиков значительно повышается, когда их надёжно прикрывают свои истребители.

Совместный полёт истребителей и штурмовиков — сложная и ответственная задача, сущность которой заключается в охранении штурмовиков от вражеских контратак с воздуха. К сожалению, иногда ещё встречаются лётчики-истребители, которые считают: если в полёте на сопровождение штурмовиков они не сбили ни одного «Мессершмитта», значит этот полёт прошел для них впустую. Не имея возможности драться так, как им хочется, они видят в штурмовиках нечто вроде обузы для себя, которая мешает им развернуться во всю ширь при встрече с немецкими самолётами. Эти лётчики не понимают самого главного: участие в совместном полёте с штурмовиками нельзя считать удачным, если сопровождаемые истребителями штурмовики плохо отштурмуются или понесут потери. Важно, чтобы штурмовики, достигнув должного эффекта на поле боя, без единой потери вернулись на свою базу, — вот когда задачу истребителей можно считать выполненной.

Показательно в этом отношении боевое содружество штурмовиков, которыми командует Герой Советского Союза полковник Гетьман, и прикрывающих истребителей подразделения, возглавляемого майором Романцовым.

Счет сбитых самолётов противника у лётчиков-истребителей сравнительно невелик — всего около полутора десятков машин. Но зато штурмовики, которых они постоянно сопровождают, работают на поле боя с высоким эффектом и за долгое время вовсе не имеют потерь от вражеской авиации.

Столь серьезному успеху способствует прежде всего совместное базирование штурмовиков и истребителей на одном аэродроме.

Постоянное взаимное общение лётного состава является основой взаимодействия в совместных боевых полётах. Организация боевой работы этих подразделений, начиная с вылета вплоть до возвращения на аэродром, не так уж сложна. Коротко проследим за нею.

Получив задание, командиры подразделений «Ильюшин-2» и «ЛаГГ-3» договариваются о характере действий по времени и месту. Затем ведущие групп штурмовиков и истребителей детализируют весь предстоящий полёт. Главным образом, они точно обуславливают порядок взлёта и сбора, высоту полёта, метод работы над целью. Штурмовики знакомят истребителей с характером и особенностями атакуемого объекта, указывают направления и количество штурмовых заходов. В то же время ведущий группы истребителей сообщает, в каком боевом порядке они будут сопровождать и прикрывать штурмовые самолёты в течение всего совместного полёта. В назначенный срок штурмовики производят взлет. Как только их последние машины отрываются от земли, в воздух поднимаются истребители. Они пристраиваются к штурмовикам ещё в зоне аэродрома и сопровождают их к полю боя.

Следуют они обычно парами на флангах боевого порядка штурмовиков, имея несколько самолётов в замыкающей группе, которая идет сзади, с превышением над штурмовиками до 200 метров. Подобный боевой порядок позволяет истребителям маневрировать скоростью и в случае нападения противника своевременно отсекать его от штурмовиков как с флангов, так и сзади. В передней полусфере самолеты «Ильюшин-2» могут хорошо обороняться огнём своего лобового вооружения.

Когда штурмовики начинают атаку, истребители переходят на повышенные скорости.

Они следуют в пикирование вслед за штурмовиками и, немного обгоняя их, занимают изменённый боевой порядок с некоторым превышением. В это время часть истребителей сразу же переходит на маневрирование змейкой в задней полусфере, а другая (замыкающая) образует ударную группу и контролирует пути возможного подхода вражеских истребителей. Надо упомянуть, что пары, находящиеся в непосредственном прикрытии, обычно держатся на некотором расстоянии, но не вплотную к штурмовикам. Это дает им возможность своевременно упредить атаку противника и отсечь его самолёты.

Тактика немецких истребителей известна: они стремятся выслеживать наши штурмовые самолёты на бреющем полёте.

Поэтому прикрывающие истребители не должны прижиматься плотно к штурмовикам.

Атака противника на бреющем полёте является более скрытной. Чтобы парировать её, необходимо иметь некоторое упреждение для отсечения вражеских самолётов и большую свободу для маневрирования скоростью.

Особую осторожность соблюдают истребители под командованием майора Ромашина в тот момент, когда сопровождаемые ими штурмовики выходят из пикирования после атаки. В этот момент чаще всего пытаются атаковать их «Мессершмитты», выжидая в стороне или же держась на значительном удалении где-нибудь на фланге.

Если «Мессершмиттам» удаётся подойти к группе наших штурмовых самолётов, охраняющие истребители отсекают противника, но не увлекаются боем. Отбив атаку, они становятся на прежнее место. Увлекаться преследованием прикрывающему нельзя. Немцы не раз применяли такой приём: атакуя парой, они отвлекают от прикрытия наших истребителей, в то время как специальная группа, используя уход последних, нападает на штурмовые самолёты с малой высоты.

Мастерство совместного полёта заключается ещё в том, как истребители прикрывают штурмовиков при отвале от цели и на обратном пути. Когда работа над целью окончена, истребители майора Романцова особо тщательно следят за ведомыми самолётами группы штурмовиков, которые по тем или другим причинам отстают от строя и могут подвергнуться внезапным атакам врага. Истребители прикрывают их до полного сбора и принимают походный порядок лишь на удалении не менее 30—40 километров от поля боя.

Как бы хорошо ни было организовано сопровождение, однако соотношение сил, обстановка на поле боя и другие факторы могут осложнить совместный полёт штурмовиков с истребителями, и встреча штурмовой группы с самолётами противника сделается неизбежной. В таких случаях штурмовики должны вести активную оборону.

Недавно лётчики-штурмовики Рыхлин и Ефременко сбили в воздушном бою несколько «Мессершмиттов». Эти и многие другие факты показывают, что маневренность и огневая мощь «Ильюшина-2» вполне достаточны для самостоятельной борьбы с немецкими истребителями. Враг не страшен лётчику-штурмовику, если только лётчик умело использует боевые качества своей машины — её маневренность и мощь огня.

// Красная звезда № 143 (5514) от 19 июня 1943 г.
Подготовка текста: Анатолий Никифоров. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^