Ликвидировав в начале июля летнее немецкое наступление, советские армии новели затем на широком фронте наступательные бои против немецко-фашистских захватчиков. Эти бои развернулись в грандиозное сражение, беспримерное не только по своим масштабам и темпам, но и по своей планомерности, цельности. Последовательно развивая одну операцию за другой, тесня противника одновременно на многих участках, наши войска без единой передышки вынесли на своих плечах всю тяжесть этой длительной, сложной и нелегкой борьбы, очистив от гитлеровцев огромную территорию, нанеся им невосполнимые потери, одержав множество блистательных побед. Когда же позади остался большой п славный путь и советские дивизии, преодолев ряд сильно укрепленных оборонительных рубежей неприятеля, достигли новых, еще более мощных линий вражеской обороны, — такой, например, как по западному берегу Днепра, — возникла необходимость в подтягивании тылов, и впервые после 12 июля, открывшего наше наступление, произошла пауза.
Считанные дни на фронте царило затишье. Пауза, использованная нашими войсками для подтягивания тылов, была затишьем перед новыми большими сражениями, не заставившими себя ждать. Пробил час, назначенный советским командованием, и над головами немецко-фашистских захватчиков грянула новая смертоносная гроза.
Наши войска, вновь развернув после паузы наступательные бои по всему фронту от Витебска до Таманского полуострова, достигли новых значительных успехов, осенили снова знамена славой новых побед над немецко-фашистскими захватчиками.
С занятием города и порта Тамань и других крупных пунктов на Таманском полуострове начался последний акт длительной и ожесточенной борьбы за Кубань. Немцы всеми силами цеплялись за Таманский полуостров, видя в нем, во-первых, выгодный плацдарм для удара по нашим кубанским позициям, а во-вторых, важнейшее предмостное укрепление на пути к оккупированному ими Крыму. Но ни разветвленная сеть долговременных оборонительных сооружений, ни яростнее сопротивление не помогли врагу. Наши войска успешно ликвидируют немецкий плацдарм на Таманском полуострове, уничтожая войска противника, не успевшего эвакуироваться.
Мощная лавина нашего наступления сметает все преграды, возводимые немцами. Какие только упования ни связывали гитлеровцы с Днепром! Снова выплыл на сцену очередной «неприступный вал». Днепр действительно сам по. себе является серьезной преградой для наступающих, а укрепления, возведенные на его берегах немцами, еще более усугубили сложность и трудность преодоления этого крупнейшего водного рубежа. Однако наши войска успешно форсировали Днепр в полосе его среднего течения и захватили плацдармы в трех местах: севернее Киева, южнее города Переяслав и юго-восточнее Кременчуга. Таким образом, надежды, возлагавшиеся врагом на днепровскую линию обороны, рухнули. Красная Армия перешагнула через Днепр. Отбивая ожесточенные контратаки немцев, советские дивизии шаг за шагом расширяют плацдармы на Правобережной Украине.
Одновременно наши войска одержали серьезные победы на Калининском и Волховском фронтах, значительно расширив этим фронт наступления Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин ознаменовал своим приказом доблесть и мастерство войск Калининского фронта, которые, прорвав сильно укрепленную оборону противника, после двухдневных ожесточенных боев овладели городом Невель — крупным опорным пунктом и оперативно-важным узлом коммуникаций немцев на Северо-Западном направлении. Занятие Невеля, ухудшая положение немцев на одном из важнейших участков советско-германского фронта, открывает перед нашими войсками новые перспективы. Велико значение и победы войск Волховского фронта, овладевших городом и железнодорожным узлом Кириши и рядом других железнодорожных станций и населенных пунктов. Эта победа — еще одна славная страница в героической летописи боев на подступах к великому городу Ленина.
Таким образом после паузы в ходе наступательных боев великое освободительное сражение разгорелось с новой силой. Уже в первые дни битвы, сменившей кратковременное затишье, к славе героев Орла и Белгорода, Полтавы и Брянска и десятков других победоносных сражений добавились новые немеркнущие лучи, воссиявшие на полях боев за Невель, за Таманский полуостров, за плацдармы на правом берегу Днепра.
Военные события последних дней еще раз ярко продемонстрировали возросшее мастерство наших войск. В том, как была организована пауза, необходимая нам дли подтягивания тылов, в том, как действуют теперь советские дивизии после этой паузы, сказалось с особенной силой превосходство нашей системы организации над немецкой, нашего оперативного искусства и тактики, нашего оружия над немецкими. Военные события последних дней еще раз красноречиво подтвердили, что инициатива теперь целиком за Красной Армией, что Красная Армия решительно и непреклонно движется к своей конечной цели — к завоеванию полной и окончательной победы над немецко-фашистскими поработителями и душегубами.
Но всё это не может, конечно, вскружить головы воинам Красной Армии, затуманить в их глазах всю сложность и трудность предстоящей борьбы. Великое большевистское правило — никогда не зазнаваться, всегда трезво оценивать обстановку, строго взвешивать свои силы и силы противника и на основе этой оценки бить противника по самым слабым местам — вот первооснова нашей тактики железный закон всей нашей боевой работы. Это обязывает к неослабной настороженности — наступая, всегда прочно закреплять завоеванное! Это обязывает к неустанному совершенствованию приемов борьбы, повышению организованности и четкости действии всех звеньев войскового механизма — раз бить, так бить только наверняка слитыми воедино усилиями
Наступление наших войск продолжается. Умело и решительно, не щадя жизни своей, развивать и множить успехи наступления, беспощадно громить подлые немецко-фашистские орды!