Советское государство вооружило нашу армию большими силами артиллерии, первоклассной по своему качеству. На участке прорыва били одновременно тысячи стволов. Работали все калибры — вплоть до орудии большой мощности. Крупнейшее сосредоточение артиллерийских средств, осуществленное скрытно от неприятеля, обеспечило наступающим советским дивизиям мощную огневую поддержку. «Наступление началось ураганным огнем гигантской силы», — вынуждено было признать 13 января германское радио.
Эта сила, искусно управляемая нашими артиллерийскими генералами и офицерами, сыграла решающую роль в прорыве. Плохие условия погоды сделали невозможной боевую работу авиации. Артиллеристам пришлось взять на себя большую часть ее задач. Проявив высокую оперативность и организованность, они сумели восполнить отсутствие авиации. Полностью используя мощь многочисленных артиллерийских средств, искусно управляя огнем, командиры артиллерийских частей с честью выполняли все требования других родов войск, последовательно и неуклонно расчищали им путь наступления.
Артиллерийское наступление открылось получасовой обработкой первых линий траншеи неприятеля. Одновременно начали действовать передовые батальоны. Это заставило немцев подтянуть свои силы из глубины и заполнить траншеи. Но тут последовала почти двухчасовая обработка обороны немцев на всю ее глубину. Артиллерийский шквал бушевал на протяжении «многих десятков километров. Он перепахивал землю со всем, что в ней было, дотами, дзотами, орудиями, пулеметами. Он сметал всё живое.
Наша пехота быстро продвигалась вперед под прикрытием стальной стены огневого вала. На время прорыва пехотные части и подразделения были усилены добавочными артиллерийскими средствами. Каждой роте были приданы орудия, которые перед атакой били прямой наводкой, а затем неотступно сопровождали пехотинцев, двигались в боевых порядках рот. Вслед за пехотой перемещались и основные силы артиллерии. Умело маневрируя и огнем и колесами, артиллеристы добились непрерывной поддержки наступающих на всех этапах борьбы. Именно отличная боевая работа артиллеристов позволила пехоте в первый же день наступления глубоко проникнуть в оборонительную систему противника.
Высокое мастерство наших артиллеристов ярко проявилось и в том, как искусно обеспечили они ввод танков в прорыв. Противник, ошеломленный огневым шквалом, понесший огромные потери, не смог сколько-нибудь серьезно помешать движению танков. Возмещая отсутствие авиации на поле боя, артиллерия помогала танкам и на оперативном просторе, непрерывно огнем и колесами сопровождала подвижные группы.
Всесторонне подготовившись к прорыву, глубоко изучив противостоящего неприятеля, артиллеристы действовали уверенно, четко и слаженно с первых же минут сражения. Снаряды их били именно туда, куда требовали интересы боя. «Меня поразила осведомленность русских, — показал на. допросе немецкий полковник Штреснер, взятый в плен. — Они отлично знали наши позиции и расположение огневых точек. Русская артиллерия била точно. За какие-нибудь 15 минут вся связь была нарушена. На командном пункте я не мог поднять головы. Управлять полком было невозможно. Все подразделения понесли большие потери от артиллерийского огня. Оставшиеся в живых солдаты разбежались». Это могут повторить вслед за Штреснером и все остальные германские офицеры.
Вся боевая работа наших артиллеристов, участвующих в наступлении войск 1-го Украинского фронта, отмечена печатью высокого мастерства. Это мастерство является плодом неутомимого совершенствования в ходе сражений. Достаточно сказать, что, готовясь к прорыву, артиллеристы провели большие учения. На этих учениях были практически отработаны вопросы разведки, обеспечения скрытности сосредоточения, вопросы планирования огня и управления артиллерией в бою, поддержки пехоты в течение всего развития наступления. Разумеется, эти учения проводились настолько далеко от линии фронта, что противник ничего не подозревал о них.
19 ноября 1944 года в День артиллерии Красной Армии товарищ Сталин указал: «Всем известно, что советская артиллерия добилась полного господства на поле боя над артиллерией врага, что в многочисленных боях с врагом советские артиллеристы и минометчики покрыли себя неувядаемой славой исключительного мужества и героизма, а командиры и начальники показали высокое искусство управления огнем». Бои за Вислой являются еще одним красноречивым подтверждением этих замечательных сталинских слов.
Наступающие части стремительно развивают натиск. Ныне их усилия увенчались новым успехом: войска 1-го Украинского фронта овладели крупным административно-хозяйственным центром Польши — городом Кельце — важным узлом коммуникации и опорным пунктом обороны немцев. И в эту победу ценный вклад внесла советская артиллерия, обеспечивая действия пехоты и танков.
Отважные артиллеристы генерал-лейтенанта артиллерии Семенова, генерал-лейтенанта артиллерии Кубеева, генерал-майора артиллерии Фаустова, генерал-майора артиллерии Полуэктова, генерал-лейтенанта артиллерии Королькова, генерал-лейтенанта артиллерии Кожухова, генерал-майора артиллерии Хусида, генерал-майора артиллерии Кофанова, генерал-майора артиллерии Дзевульского и подполковника Коровина в боях за Вислой свершили много геройских подвигов, показали много образцов воинского мастерства. Победа достойно увенчала их богатырский ратный труд. Своими доблестными делами они заслужили благодарность товарища Сталина, благодарность всего советского народа.
Провозглашая честь и славу артиллеристам — героям победоносной битвы за Вислой, Родина призывает всех своих сынов равняться по героям наступления, умело и решительно бить немцев, настойчиво пробиваться всё дальше и дальше вперед, на Запад, чтобы добить врага в его зверином логове!