Интервью Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации генерал-полковника тов. Ф. И. Голикова корреспонденту ТАСС
Корреспондент ТАСС обратился к Уполномоченному Совета Народных Комиссаров Союза ССР по делам репатриации генерал-полковнику Ф. И. Голикову с вопросом относительно состояния дела репатриации освобождённых из вражеского плена советских граждан, а также и граждан союзных государств, освобожденных Красной Армией.

В ответ генерал-полковник тов. Голиков сделал следующее заявление:

«Около двух миллионов советских граждан вызволено из немецкого рабства. Из них свыше 1.600 тысяч чел. уже возвращено на Родину и самоотверженно трудится на заводах, на колхозных полях и т. д. Многие тысячи семей испытали радость возвращения своих близких. В основном уже закончена репатриация с территории Финляндии и Польши. Заканчивается — из Румынии, Венгрии, Болгарии и Югославии. К примеру, только из Финляндии репатриировано 100.520 чел. и из Румынии 110.000 чел. В полном разгаре работа на занятой Красной Армией территории Германии и на освобождённой территории Чехословакии. Однако, многие наши граждане ещё томятся в фашистском плену, ожидая часа своего освобождения.

Каждая советская республика, сыны и дочери которой находятся в немецкой неволе, готовится к их встрече. При Совнаркомах республик и Исполкомах областей созданы отделы репатриации; функционируют приемо-распределительные пункты; созданы специальные фонды продовольствия, одежды и обуви; выделены средства для финансовой помощи нуждающимся.

Из общего числа советских граждан, освобождённых из немецкого плена, нашими союзниками на Западе освобождено около 150.000 челне считая освобождённых на территории Зап. Германии, за последнее время, число которых ещё точно не установлено. На родину пока прибыло лишь 35 тыс. чел. В настоящее время в английских и американских лагерях на территории Франции, Италии, как и в самой Англии и США. находятся многие тысячи наших людей, вынужденные долгие месяцы ожидать транспорты для отправки на родину.

Советские органы репатриации принимают все меры для улучшения материально-бытового, медико-санитарного и культурного обслуживания освобождённых советских граждан. Однако необходимо отметить, что не везде к освобождённым советским гражданам относятся как к гражданам союзной державы. Имеются случаи, когда наши люди находятся в совершенно неудовлетворительных условиях. Имеется немало фактов, когда в нарушение соглашения от 11 февраля 1945 г. советские представители не уведомляются о наличии освобождённых советских граждан. Так, недавно в Англии представителями управления по делам репатриации были обнаружены 3 лагеря, в которых находилось 1.712 советских граждан. О существовании этих лагерей нашим представителям ничего не было сообщено. Лагерями ведала американская полиция. Советские граждане находились в этих лагерях в совершенно недопустимых условиях. В лагере № 1 они содержались вместе с немцами во главе с немецкой администрацией; лагери № 35 и 40 были обнесены колючей проволокой; на караульных вышках стояли пулемёты. Люди работали на земляных работах по 10–12 часов в сутки. Были очень плохо обмундированы. Когда в лагерях появился советский генерал, люди плакали от радости и просили немедленно отправить их в Советский Союз.

Представитель американской администрации полковник полиции Леффорти при посещении лагерей нашим генералом заверил его, что все эти нарушения и непорядки будут устранены.

Из этих лагерей было увезено в США 800 офицеров, местопребывание которых до сих пор не установлено. Подобного рода переброски советских граждан в Америку группами систематически производились до последнего времени, нередко без ведома наших представителей.

На территории Англии мы не доискиваемся около 300 советских граждан, до сих пор не разысканных.

Ясно, что подобного рода факты являются нарушением соглашений по вопросам репатриации, которые были заключены во время Крымской конференции в феврале 1945 года между Правительствами СССР, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.

Некоторое время тому назад не мало нетерпимых фактов имели место в отношении советских граждан в Египте. Там предпринимались попытки склонить советских людей к невозвращению в СССР, причём зачастую применялись всяческие провокации и запугивания. Особенно в этом отношении старались молодчики из польской армии Андерса, которым был открыт широкий доступ для провокаторской деятельности в лагери освобожденных советских граждан.

Эти господа, как правило, запугивали советских людей россказнями о том, что возвращающиеся в СССР военнопленные рассматриваются там, якобы, как изменники родины и что их ждёт суровое наказание. Благодаря странному попустительству английской комендатуры транзитного лагеря для русских военнопленных в Суэце, этот лагерь в течение нескольких дней посещали польские капралы: Жениховский, Малевский и Белович, которые распространяли там гнусную антисоветскую клевету и пытались склонить некоторых лиц из западных районов Украины бежать из лагеря и не возвращаться на родину. Только вмешательство советских офицеров и красноармейцев лагеря положило конец этой провокационной работе. Советскими офицерами было далее выяснено, что в лагере № 307 для транзитных военнопленных находилось 1156 наших офицеров и солдат, прибывших в Египет по пути на родину из Франции, Италии, Греции и Швейцарии. Многие из них в составе партизанских отрядов в указанных странах в тылу у немцев вели вооруженную борьбу против них. Советские военнослужащие были размещены в одном лагере с немецкими военнопленными и разделены только проволокой. Многие ожидали отправки более 3 месяцев. Возмутительны также многочисленные факты хулиганских выходок со стороны немецких военнопленных по отношению к советским военнопленным. Так 7 ноября 1944 года советские граждане отмечали свой праздник: пели советские песни, устраивали выступления кружков самодеятельности. Немцы всячески старались сорвать этот праздник наших людей, выкрикивали фашистские лозунги и антисоветскую похабщину и бросали камни в советских граждан. Хулиганы не были остановлены. Все люди спали на земле, имея вместо матраца одно легкое одеяло. Были больные, которые содержались в немецком лагерном госпитале.

Нелишне отметить, что обо всех этих безобразиях из Каира была послана в управление по репатриации советскими офицерами телеграмма, но, к сожалению, эта телеграмма местной цензурой не была пропущена, и о всех указанных выше безобразных фактах управление узнало с большим опозданием от прибывших из этих лагерей наших людей.

В данное время положение дел с репатриацией граждан союзных нам государств таково.

С момента январского наступления Красная Армия освободила на занятой ею территории Германии свыше 205.000 военнопленных и гражданских лиц союзных и других иностранных государств. Из них за это короткое время 64.188 чел. уже отправлены на родину; в частности, все англичане и американцы, кроме небольших групп больных и одиночек, уже репатриированы и отбыли на родину. Остальные будут отправлены немедленно по представлении транспортных средств, в которых ощущается большой недостаток.

По указанию Советского правительства наши репатриационные органы начали свою подготовительную работу значительно раньше Крымских соглашений. Как в центре, так и на местах создана сильная организация по делам репатриации, способная быстро и оперативно справляться с возложенными на неё задачами. В выполнении первоочередной своей задачи — выявления и учета освобождённых граждан союзных государств органы репатриации менее всего полагаются на ранее имевшиеся из различных источников сведения о месте нахождения германских концентрационных лагерей и численности в них этих контингентов. К приходу Красной Армии эти лагеря оказываются или перемещенными, или ликвидированными а военнопленные и граждане союзных государств в какой-то части увезенными в глубь Германии, а освобождённые — часто оказываются разошедшимися в разные стороны.

Поэтому все органы командования действующей армии, как и органы репатриации, прилагали и прилагают очень большие усилия к розыску освобождённых граждан союзных государств, посылая для этой цели сотни офицеров. Эта работа никогда не оказывалась напрасной.

Иногда от военных миссий союзных государств мы получали и получаем сообщения о численности и местонахождении освобождённых военнопленных союзных государств. Эти сведения мы всегда тщательно и немедленно проверяем, но они очень часто оказываются неточными. Например, было заявлено, что в лагере № 319 в городе Холм находится 180 англичан. Проверка показала, что немцы всех их эвакуировали в глубь Германии. В лагере Заган проверкой установлено, что немцы расстреляли 50 англичан якобы за попытку к бегству.

Указывалось, что в Бресте находится 370 южно-африканских солдат, на самом деле там никого не оказалось.

Сбор освобождённых на пунктах эвакуации из расположения действующей армии для отправки на наши сборные пункты и в транзитные лагеря, как правило, проходит быстро, и отправка производится без задержек по железной дороге и самолётами.

На сборных пунктах и в лагерях освобождённые из немецкого плена военнослужащие сводятся в воинские подразделения, а гражданские липа — в группы. Внутренняя администрация назначается из числа офицеров соответствующей национальности. Внутренний распорядок и управление устанавливаются в соответствии с воинскими порядками и законодательством их страны. Нуждающиеся снабжаются бельем, постельными принадлежностями и получают новое обмундирование по нормам солдат и офицеров Красной Армии. Выдается туалетное мыло, табак и спички. Каждый репатриируемый в пути следования, на сборном пункте и в транзитном лагере обеспечивается горячим питанием по нормам солдат и офицеров Красной Армии.

Особую заботу проявляют советские репатриационные органы о тех, кто нуждается в медицинской помощи. На сборных пунктах и в транзитных лагерях созданы госпитали. Они обеспечены квалифицированным медперсоналом и достаточным количеством медикаментов. В результате хорошо поставленной медицинской помощи мы совершенно не имеем инфекционных заболеваний и смертности.

В худшее положение в смысле питания, медицинской помощи и передвижения ставят себя те военнопленные Союзных государств, которые, игнорируя установленный порядок сбора в пунктах репатриации, стремятся на собственную ответственность самовольно добраться до Москвы. Такой факт имел место с группой американцев, которая, якобы, получила разрешение от старшего офицера полковника Друри и полковника Ганс «мелкими группами, как можно быстрее, добраться до Москвы».

Нужно сказать, что сейчас проявления неорганизованности и самовольства являются редкими исключениями.

Положительная оценка радушного приёма освобождаемых Красной Армией иностранных военнопленных и гражданских лиц, их материально-бытового и культурного обслуживания во время пребывания на сборных пунктах и в лагерях дана самими репатриантами и официальными представителями Военных Миссий в многочисленных заявлениях, письмах и официальных актах, известных советской и иностранной общественности по материалам, публикуемым в печати. Мы имеем сотни заявлений от освобожденных из немецкого плена англичан и американцев о том, как бойцы и офицеры передовых частей Красной Армии делились с ними собственным пайком, водкой и табаком».

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^