Мне, командиру соединения, хочется рассказать, в какой обстановке встречали мы четыре военных Первомая. Речь пойдет о том, как постепенно росло тактическое мастерство наших офицеров, как закалялись и обучались военному ремеслу рядовые, как гвардейское соединение вырастало в крепкую боевую единицу, способную решать труднейшие задачи.
1 мая 1942 года мы встречали на одном из участков Северо-Западного фронта. Здесь шли очень напряженнее бои, но и тогда мы верили и знали, что прогоним немца и добьем его за рубежом. Ради этого мы не жалели ни сил, ни крови. Суровые тогда были дни, и когда вспоминаешь о них, то сердце наполняется гордостью за бойцов и офицеров, которые стойко дрались за каждую свою деревеньку, а сейчас отлично бьют врага на чужой земле.
1 мая 1943 года застало нас на Украине. Это были дни, когда дивизия отдыхала после только что отгремевших боев и готовилась к новым. В то время мы чувствовали себя гораздо увереннее, чем год назад.
На одном участке немецкие танки лавина за лавиной лезли на наши позиции. Однако подразделения твердо стояли на своих рубежах и отражали одну за другой неистовые атаки гитлеровцев. Гвардии старший лейтенант Георгий Протопопов со своим батальоном в течение дня подбил три танка и отразил восемь вражеских атак. Когда дело дошло до рукопашной схватки, то он лично заколол нескольких немцев. В огне сражений постепенно отковывалось воинское умение рядовых красноармейцев, росла офицерская зрелость.
Отгремели бои на левом берегу Днепра. Мы перешагнули через Днепр, не дали немцам задержаться на правом берегу, погнали их всё дальше и дальше. Мы находились уже в Бессарабии, когда наступило 1 мая 1944 года. Это был третий военный Первомай. Теперь наша гвардейская дивизия стала вполне зрелой и опытной. Ее кадры значительно выросли, окрепли, закалились.
Первомайское утро выдалось ясное и тихое. В этот солнечный день нам надо было брать штурмом сильный опорный пункт немцев на подступах к Кишиневу. Как сейчас помню, перед боем я позвонил одному командиру полка.
— Как дела?
— Все в порядке, товарищ генерал! Можем отмечать праздник.
— Хорошо, желаю успеха.
Командир артиллерийского полка на вопрос о готовности ответил:
— Ради первомайского праздника дам немцам хороший концерт!
Бои за город длились недолго. Благодаря отличной артиллерийской подготовке и умелому обходному маневру частей Оргеев был взят.
После летних боев в Бессарабии мы с боем перешли румынскую границу. Враг сильно сопротивлялся, но всё же отступал под ударами советских воинов. В районе Плоешти произошел очень поучительный бой. Здесь немцы пытались выйти из мешка. Наше соединение загородило им дорогу. В ходе ожесточенной борьбы мы истребили много живой силы немцев и захватили богатые трофеи. Туг нам сдались в плен командир одной из немецких дивизий вместе со своим штабом и комендант города Яссы.
В небольшой статье трудно рассказать обо всем. Приходится быть кратким. Но всё же нельзя обойти молчанием памятные дни под Секешфехерваром, когда немецкие танковые дивизии бешено рвались к своей окруженной группировке в Будапеште. Нашему соединению пришлось выдержать яростный напор врага. Части отбивали по 10–15 танковых атак в день. Как ни приходилось трудно отдельным подразделениям, никто не покидал своего поста.
Вскоре в районе озер Балатон и Веленца советские войска перешли в наступление. Нашему соединению довелось решать сложную задачу. Когда немцы, зажатые в тиски, попытались уйти на запад, мы, обогнув Секешфехервар, повернули круто на юг и стали прижимать неприятеля к озеру Балатон. Боясь полного окружения, немцы бросали технику, бросали раненых и бежали вразброд по единственной оставшейся дороге на юго-запад.
Дальше были успешные бои за Капувар, Шопрон, Винер-Нойшгадт, и, наконец, мы пришли к Вене. Мы тогда думали, что взятие Вены будет своего рода первомайским подарком Родине от войск нашего фронта. Но события стали развиваться так, что Вена была взята гораздо раньше 1 мая, о чем мы, конечно, не жалели.
Сначала части соединения овладели двумя сильно укрепленными высотами к юго-востоку от Вены. После этого один наш полк и один соседний получили возможность ворваться на окраины города и завязать там уличные бои. В схватках на улицах Вены наши воины показали образцы подлинного героизма и отваги. Офицеры Кужин, Самойляк, Мартынов, артиллеристы Васильев и Дровстарь, самоходчики офицера Давыдова отбивали у немцев завод за заводом, квартал за кварталом. Мы неуклонно двигались вперед вдоль канала и перерезали надвое весь город. Дивизия с. честью выполнила возложенную на нее задачу и заслужила благодарность высшего командования.
Со времени взятия Вены прошло немного дней, а столица Австрии уже осталась позади, и наши гвардейцы штурмуют вершины Австрийских Альп. Сегодня мы встречаем четвертый военный Первомай! Только что закопчен бой за важный населенный пункт. В час, когда я дописываю эти строки, бойцы в отвоеванных окопах и блиндажах справляют короткий отдых. Им читают последнюю сводку Совинформбюро. Мой старый знакомый, бывалый солдат Михаил Иннокентьевич Барабанов сказал сегодня, усмехаясь, своим друзьям:
— Ну, хлопцы, выпьем по единой в честь Первого мая, а по второй дома!
И бойцы-победители смеялись от всего сердца.
Мы знаем, что впереди еще трудные бои. Но конец войны уже близок, и от сознания этого легче воевать. В день 1 мая мы посылаем милой Родине сердечный фронтовой привет. Клянемся и впредь честно выполнять все задачи, которые будут перед нами поставлены.