— Я, братец, в Первой Конной служил... От Дона до Вислы ходил.
Был в старину обычай — прекрасный обычай русского народа — сыны приходили в те же полки, — где служили их отцы и деды. И седовласый генерал, принимая юношу на военную службу, говаривал:
— Кузьма Петров — дед твой? Как же, помню, славный рубака был...
Старьте солдаты всегда гордились славой своей части, ее традициями, ее песнями, хранили в памяти имена своих командиров и при случае всегда спешили отметить:
— Имел честь в 21-м Павлоградском служить...
У доблестных полков Красной Армии, армии-освободительницы, спасшей цивилизацию Европы от страшной гитлеровской чумы, есть свои замечательные традиции. В них сконцентрировано все лучшее, чем славен был в веках наш народ-богатырь, чем славна его армия. Это благородные традиций воинов Александра Невского и Димитрия Донского, солдат Суворова и Кутузова, конников Чапаева и Щорса, для которых счастье и свобода отчизны, верность присяге всегда были превыше всего. На прекрасных заветах великих наших предков, на примерах героической борьбы сынов — и дочерей ленинско-сталинской партии воспитывались воины Красной Армии, создавались нормы их поведения в бою.
Овеянные славой героических походов в годы Отечественной войны, приумножив традиции русского воинства, полки Красной Армии перешли на мирную боевую учебу. И сейчас, когда уже не слышно грома пушек и свиста бомб на фронте, каждый солдат и офицер бережет в своем сердце лучшие традиции минувших военных лет. Каждый воин полон гордости за свою часть, за ее ратные дела, ее победы, за полученные от Сталина благодарности. Слава части — это и его слава. И он дорожит ею, как самым драгоценным даром. Традиции части — это нормы и его поведения. И он свято хранит их, гордится ими. Знамя части — это его знамя. И он с благоговением говорит о нем.
Мы знаем части, — одно наименование которых будит в памяти самые яркие страницы летописи Великой Отечественной войны. В битве за Берлин прославились истребители части полковника Сухорябова. Первая гвардейская Сталинградская — таково наименование этой части, прошедшей путь от Волги до Шпрее, защищавшей Сталинград, познавшей радость первой нашей победы на — Волге, отразившей натиск немцев на Орловско-Курской дуге, дравшейся на -полях Белоруссии, форсировавшей Вислу и Одер.
И каждый летчик этой части — и молодой и старый — полон гордости за славу своего полка, за его великолепные традиции, когда он говорит:
— Мы сталинградцы!
Сталинградец! — это слово не случайно стало синонимом самого закаленного, опытного бойца.
Более двух лет назад в Кремле Михаил Иванович Калинин вручал Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина летчику-сталинградцу капитану Козину. Вручая награду, Михаил Иванович спросил:
— Из какой вы части, герой?
Козин приосанился и четко доложил:
— Имею честь служить в части...
Михаил Иванович улыбнулся и крепко пожил руку молодому летчику, на груди которого ужо блистали два боевых ордена.
Летчики полковника Сухорябова свято хранят славу, традиции, обретенные ими на долгом, тяжелом пути от Сталинграда до Берлина. Прекрасно оформленные журналы, запечатлевшие в стихах, песнях, очерках, — рассказах героические подвиги гвардейцев, лаконичные строки истории полков, большая художественная выставка — все это здесь служит одной пели: воспитанию воинов на боевых традициях части. Перелистывая страницы журналов, летчик, — техник, моторист узнает о богатырском бое Ивана Котлова, сбившего над Курском пять самолетов, и о богатыре Чумбареве, отомстившем немцам на Висле за бомбардировку госпитального судна на Волге. Молодой летчик найдет рассказ и о том, как росло мастерство гвардейцев, как на Сталинградском фронте начиналась их борьба за господство советских истребителей в воздухе.
Пример части полковника Сухорябова — это пример того, как надо воспитывать кадры молодежи на традициях, на боевом прошлом, как надо свято хранить славу части. Надо помнить, что любовь солдата к своему полку цементирует нашу армию. И воспитание воинов на боевых традициях полка это один из сильнейших факторов в борьбе за — дальнейшее укрепление нашего военного могущества. Здесь должны быть использованы самые разнообразные формы и методы работы: литературно-художественные журналы, истории полков, выставки, — беседы ветеранов, вечера воспоминаний, описание выдающихся подвигов знатных летчиков и т. д. Во многих полках есть свои песни, сложенные в походе, на привале, — в бою. Эти песня — также одно ив средств воспитания чувства любви к своему полку.
Когда мы говорим о воспитании на традициях передовых наших полков и дивизий, мы имеем в виду в первую очередь советскую гвардию. Сейчас еще и еще раз следует напомнить сталинские 1 слова: «...смелее и шире внедрять в боевую практику опыт передовых гвардейских частей и соединений».
Всегда, — во всех армиях гвардия являлась отборнейшей частью, цветом войск. Первые русские гвардейские полки — Преображенский и Семеновский — были учреждены Петром I и должны были служить основой распространения воинского мастерства среди всей армия.
Сталинская гвардия, продолжатель традиции свободолюбивых предков, пронесла незапятнанными воинскую честь и знамена своих дедов и прадедов с полей Бородина и Куликова, — через битвы на Волге и Днепре, на Висле и Одере к стенам Берлина. Так пусть же и сейчас советские гвардейские полки, их опыт, — их традиции станут основой боевого воспитания наших воинов в дни мирной учебы.
Пусть гвардейское мастерство, железная дисциплина везде и всегда, гвардейская точность в соблюдении всех требований уставов и наставлений, пусть эта их прекрасная традиция, — их закон -свято берегутся каждый солдатом и офицером.
Пусть слава, героические традиции передовых наших частей умножаются день ото дня, пусть они бережно, как самое дорогое и священное, хранятся каждым воином. В этом одно из условий дальнейшего укрепления и процветания нашей армии.