Заслуженная награда
Наш народ любит свою авиацию, ее героических летчиков, ее конструкторов и технологов, ее творцов. Выпестованная товарищем Сталиным, могучая советская авиация в годы Отечественной войны с честью и славой выполнила свой долг перед Родиной.

Публикуемые сегодня Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами большой группы истребительных и штурмовых авиационных и авиамоторных заводов, награждение орденами и медалями значительного количества рабочих и работниц авиационной промышленности, конструкторов и хозяйственников, инженеров и мастеров будут встречены советским народом с искренней радостью.

Авиационная промышленность Советского Союза вышла из войны с подлинным триумфом. Наган военно-воздушные силы внесли громадный вклад в дело разгрома врага. Задолго до окончания войны советская авиация стала полновластным хозяином в воздухе. К концу войны наша авиация выросла в пять раз. Качественное, а затем и количественное превосходство нашей авиации — вот итог, которым советский народ в праве гордиться.

Сталинская авиация одержала в ходе войны полную и безраздельную победу над немецкой авиацией. Победили наши герои-летчики, победили наши конструкторы, победили наши инженеры и рабочие.

За годы войны советские летчики сделали более трех миллионов боевых вылетов. В первый день грандиозного наступления Красной Армии на Берлин наши воздушные силы произвели более семнадцати тысяч самолетовылетов — рекордное напряжение за все время войны. Вспомним также, что только за три года войны немцы потеряли на советско-германском фронте шестьдесят тысяч самолетов.

Советская авиация имела дело с противником, который в течение многих лет упорно и систематически готовил свои воздушные силы к грабительским войнам. И если наша авиация оказалась способной выйти победителем из невиданной по масштабам и ожесточению военной битвы, — объяснение тому надо искать в пламенном патриотизме советских людей, в передовом уровне советской авиационной техники, в преимуществах социалистического строя.

В экономической победе Советского Союза над гитлеровской Германией нашей авиационной промышленности принадлежит почетное место. Она показала высокие образцы организации производства, четкой и слаженной работы, непрерывного совершенствования технологии, систематического роста производительности труда. В своем докладе 6 ноября 1941 года товарищ Сталин указал, что в начале войны у нас было меньше самолетов, чем у немцев, хотя по качеству наши боевые машины и тогда были лучше немецких. Количественный перевес врага в ту пору, сразу после вероломного нападения на нашу Родину, усугублялся тем, что некоторые наши авиационные заводы пришлось эвакуировать в безопасные тыловые районы.

Прошло немного времени, и авиационная промышленность СССР сумела в гигантских масштабах развернуть серийный выпуск истребителей, штурмовиков и других боевых машин, более высококачественных, чем вражеские. Эта работа, предельно сжатая в сроках, выполнение которой требовало исключительной четкости и максимальной организованности, велась по плану, начертанному великим Сталиным. Успех, блестящий успех был наградой тысячам и тысячам хозяйственников, инженеров и рабочих, выполнявших сталинское задание.

Замечательные достижения советской авиационной промышленности органически и неразрывно связаны с творчеством и выдающейся деятельностью наших авиаконструкторов, чьи имена известны всей Советской стране. Творцы непревзойденных истребителей и штурмовиков ставших грозой немецкой авиации, они непрестанно, упорно и систематически улучшали конструкции, выжимая, все больше километров дальности и метров высоты, повышая маневренность своих машин. Конструкторы авиационных моторов вложили могучие сердца в быстрокрылые боевые птицы.

Советских авиационных конструкторов отличает замечательная черта, воспитанная в них нашей партией, великим Сталиным. Они никогда не довольствуются достигнутым. Они всегда устремлены вперед. Подлинно творческое, большевистское отношение к своему труду позволило нашим конструкторам на всем протяжении войны совершенствовать боевые самолеты, учитывая богатейший опыт боев, пристально следя за всем тем, что происходило в авиационной технике врага.

На многочисленных наших авиационных предприятиях трудились и трудятся замечательные люди, кадровые рабочие, талантливая молодежь — цвет нашего рабочего класса. Они знали, какое важное дело поручила им Родина. Всю свою любовь к советской Родине, к Красной Армии, к нашей партии, к товарищу Сталину труженики авиационных заводов выражали тем, что работали вдохновенно беззаветно, не жалея сил. Наш народ с любовью и уважением относится к творцам самолетов, начиная от конструктора и кончая рядовым рабочим. В нашей стране знают и ценят вклад, внесенный славным коллективом авиационников в нашу Победу.

Отшумели битвы. Но перед нашей авиационной промышленностью стоят большие и серьезные задачи. Обширен и богат опыт, накопленный авиационниками за время войны.

Техника не терпит застоя, а тем более такая передовая и целеустремленная, как авиационная техника. Обогащать накопленный опыт, непрерывно повышать богатейшую техническую культуру, держать в постоянном творческом напряжении конструкторскую мысль и неустанно работать над дальнейшим развитием могучей советской авиации — такова главная заповедь советских авиационников.

Великий Сталин сделал советский народ крылатым. Он — отец нашей авиационной промышленности, наших военно-воздушных сил, нашей авиационной мощи. В битвах с врагом окрепли крылья нашего народа. Пусть и впредь растет и крепнет советская авиационная промышленность!

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^