На Немане
Еще гремели жаркие бои, еще пылали на берегах облитые бензином суда и грузы, когда на Неман пришла группа речников-восстановителей. Возглавлял се молодой инженер Николай Чернобривцев.

Было время, когда бассейн Немана, отрезанный от своего клайпедского устья, терял судоходное значение. На участке от Каунаса до Юрбаркаса, пограничного городка, — обосновались мелкие судоходства 48 частных владельцев. Река была запущена, грузов не хватало, судоремонтной базы никто создавать не хотел.

Синий Неман чудесно ожил только в 1940 году. Молодое пароходство, созданное советской властью, вложило в строительство Испанского бассейна за один год около двух миллионов рублей — цифра, невиданная в прошлом Немана. Был собран и отремонтирован мощный по условиям реки флот, он насчитывал до трехсот пассажирских и буксирных пароходов. Все было подготовлено к навигации. Но навигация в том году на Немане рано оборвалась. Началась Великая Отечественная война. Немцы увели лучшие суда, оставшиеся мелкие потопили, сожгли мастерские, вывезли все их оборудование. Увезены были и технические материалы — труд многолетнего кропотливого исследования и изучения реки, ее паспорт. Река, перекрытая, точно баррикадами, десятками взорванных мостов, густо начиненная минами, предстала неведомой, будто впервые открытой. Жизнь Неманского пароходства началась заново с первого же дня после освобождения Каунаса. К инженерам Чернобривцеву и Проскурякову, возглавившим каунасский отряд восстановителей, пришли первые группы речников-литовцев. Они приняли активное участие в возрождении пароходства На Немане. Пришли токарь Янушкевичус, кузнец Климантавичюс, капитан Венис, мастер Вильчинскас и многие другие. Теперь они — лучшие стахановцы, передовые люди пароходства. Работа велась одновременно во всех направлениях: обследовали путь, создавали судоремонтные базы, поднимали и ремонтировали затопленные суда. Громадную работу провели инженеры Енш и Янковский. С группой путейцев они обследовали Вилию и Неман, составили новые карты этих рек, заново собрали материал о бассейне. По рекам Литвы и Белоруссии на сегодня обследовано и обставлено знаками 1.440 километров пути. Инженеры и рабочие упорно и настойчиво преодолевали многочисленные трудности, работали порой в ледяной возе, умело применялись к условиям, изобретали. Из воды извлечено более 50 судов. Всего уже восстановлено 64 судна, в числе их 18 единиц самоходного флота. За 10 месяцев выполнено восстановительных работ на пять миллионов рублей, задание перевыполнено. Значительные успехи достигнуты в строительстве производственных предприятий. Площадь цехов превышает уже довоенную. Восстановлены все судоремонтные мастерские. Построена судостроительная верфь в местечке Круки. На стапелях верфи заложены шесть Первых судов. Одна из новых барж уже спущена на воду. На месте разрушенных каунасских мастерских вырастает судоремонтный завод. Несколько его производственных цехов уже сдано в эксплуатацию. Рядом строится механический завод. В порту вновь выросли складские и служебные помещения. Военно-восстановительное управление реорганизовано недавно в Неманское речное пароходство. На Немане постепенно развертывается навигация. Открыты пассажирские линии Каунас — Юрбаркас, Гродно — Луням. Буксирные пароходы «Черняховский», «Джут», «Максим Горький» подвозят городам топливо, буксируют в низовье лес. На днях совершен первый рейс до Клайпеды. Грузоперевозки по Неману пока растут медленно. Повинны в том не сколько речники, сколько клиентура. Предприятиям и электростанциям Каунаса нужно топливо. Между тем и Главэнерго, и городские организации не проявляют должного беспокойства, чтобы ускорить получение и переброску топлива к пристаням. На Немане возрождено обширное, разветвленное по бассейну хозяйство. Коллектив речников насчитывает две тысячи человек. Сотни рабочих — литовцев, русских, белорусов показывают сегодня замечательные примеры сознательного стахановского труда. Их увлекают богатые перспективы Немала. Мы беседовали с главным инженером пароходства тов. Чернобривцевым. Он рассказал об ожидаемом пополнении флота, о том, как скоро увеличатся грузоперевозки, как будет расти коллектив речников. В ремесленных училищах и на курсах обучаются кадры плавсостава. Новые школы ФЗО создаются в Клайпеде и Юрбаркасе. — У Немана большое будущее. Было двести шестьдесят три, будет две тысячи километров пути. От Гродно до Клайпеды — в открытое море! Есть над чем поработать!

г. ВИЛЬНЮС.
Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^