Самоотверженный труд железнодорожников-восстановителей
Железнодорожные войска и специальные восстановительные формирования НКПС вместе с Красной Армией прошли славный путь от берегов Волги и предгорий Кавказа до берегов Эльбы и Австрийских Альп.

При своем отступлении немецкие захватчики разрушали железнодорожный путь, мосты, взрывали и сжигали депо, вокзалы, водокачки, путевые здания и другие сооружения железнодорожного хозяйства, надеясь тем самым задержать победное наступление Красной Армии.

Военные восстановители — железнодорожники своим самоотверженным трудом внесли большой вклад в дело разгрома врага. Следуя за передовыми частями Красной Армии, они восстанавливали и вновь сооружали стальные магистрали, надежно связывали железнодорожными коммуникациями тыл с фронтом.

Беззаветный труд личного состава железнодорожных войск и спецформирований НКПС во многом содействовал тому, что «Советский железнодорожный транспорт выдержал нагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт другой страны» (И. Сталин).

С первых дней наступления Красной Армии перед железнодорожниками предстал громадный объём работ по восстановлению магистралей. После разгрома немецких войск под Москвой нужно было восстановить более 4.000 километров железнодорожных путей, 65 больших мостов, около 300 малых мостов и труб, большое количество депо, пунктов водоснабжения, связи. То был первый опыт для железнодорожных войск, и они с честью выдержали боевое крещение все коммуникации для фронта были сданы в срок.

Уничтожив вражескую группировку у Сталинграда и отбросив немецкие полчища с Кавказа, Красная Армия в течение двух с половиной месяцев освободила; свыше 6.000 километров железных дорог. Все железные дороги были восстановлены, а мосты через реки Дон, Сев. Донец, Кубань построены заново. По-боевому были восстановлены и 12.000 километров железнодорожных коммуникаций после очищения от немецких захватчиков Курской области, Харьковщины, Донбасса. В этих работах особенно отличились части 5-й железнодорожной, ныне Познаньской бригады, награжденной орденом Красного Знамени.

Наиболее сильным разрушениям подверглись железные дороги на Западном, Брянском, Центральном и Ленинградском фронтах. Для разрушения пути немцы применили новый путеразрушитель «Крюк», который полностью уничтожал шпалы. Это намного усложнило восстановление, но и с этими трудностями восстановители справились.

В ходе войны непрерывно совершенствовались организация и методы работ, осваивался технологический процесс восстановления пути, улучшились конструкции сооружений. Железнодорожники изо дня и день наращивали темпы, которые против 1942 года увеличились в полтора — два раза и составляли для отдельных направлений — 15 и более километров пути в сутки.

Небывалая но масштабам и сложности работа легла на железнодорожников-восстановителей при форсировании частями Красной Армии реки Днепр. Командование Красной Армии потребовало построить заново взорванный немцами мост через Днепр у Киева. И мост длиной более 1.290 метров был построен за 13 суток. Почти с такой же быстротой были наведены железнодорожные переправы под Кременчугом и Днепропетровском.

В 1944 году, в период победоносного решающего наступления Красной Армии, было освобождено я восстановлено около 25.000 километров железных дорог. Железнодорожники не отставали ни на шаг от передовых частей Красной Армии. В это время темпы восстановления достигли 14–16 км пути в сутки. Особенно отличились железнодорожные войска гвардии генерал-лейтенанта Борисова. В течение одного месяца они восстановили более 800 километров главных и станционных путей при темпе до 20 километров в сутки.

После вступления Красной Армии на территорию соседних государств перед железнодорожными войсками встали новью задачи. Железные дороги Полыни, Румынии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Германии имеют иное устройство, чем в СССР: путь имеет особое крепление, многие участки уложены на металлических шпалах, рельсы пришиваются не костылями, а шурупами, колея пути уже, чем наша. Фермы многих мостов не могли пропускать наш подвижной состав.

Пришлось все заново переделывать, строить. И, несмотря на эти трудности, несмотря на то, что почти все мосты через реки Прут, Дунай, Тисса, Висла, Одер были разрушены, сроки восстановления не только выдерживались, но и сокращались.

На всех фронтах железнодорожные войска шли вслед за Красной Армией, своими доблестными делами обеспечивая окончательную победу над врагом. Разгром немецкой группировки в столице Венгрии — Будапеште был закончен 13 февраля 1945 года, а советские поезда начали прибывать на Будапештский вокзал с 27 января 1945 года. Вена, столица Австрии, 10 апреля, т. е. в день, когда еще в центре города грохотали бои, приняла первый поезд с боеприпасами и вооружением для Красной Армии.

Когда начался решающий штурм на реке Одер и штурм укреплений на подступах к Берлину, железнодорожники перекрыли все ранее существовавшие рекорды восстановления магистралей. Вместо 15 дней, запланированных для восстановления моста через Одер, железнодорожники рапортовали об окончании работ через 7 дней. Войска 1-го Белорусского фронта 23 апреля 1945 г. ворвались в Берлин, а 25 апреля в 16.00 часов первый советский поезд подошел к одному из берлинских вокзалов.

На севере, у Штеттина железнодорожные войска, побеждая болота, широкие реки и заливы, обеспечили марш — маневр маршала Рокоссовского. На юге, поддерживая Красную Армию, перевалившую за Карпаты и ринувшуюся через Венгерскую равнину в Австрию и Чехословакию, отважно работали восстановители частей генерала Шишкина и Беляева. Были пробиты дороги через Трансильванские Альпы и Карпаты.

За время Отечественной войны выросли тысячи блестящих мастеров восстановления, которые в тяжелых условиях боевой обстановки выполняли свой долг; и пытливым умом непрерывно совершенствовали технику и организацию восстановительных работ. Подлинный трудовой героизм показали рядовые воины-восстановители. Красноармейцы Прозоров и Перфильев на рубке рельсов выполняли норму на 600%, а все отделение сержанта Марина выполняло норму на 320%. При восстановлении мостов бойцы Захаров, Скачков, Кротов. Закатов выполняли нормы на 400–500%. Инженер-капитан Корнеев при постройке: мостов всегда разрабатывал новые технические правила, способствовавшие скорейшему выполнению работ. Капитан Индюков со своей путевой ротой успешно и в срок справлялся и с восстановлением пути, и со строительством мостов. Мастер свайной бойки старший лейтенант Ветров ставился на самые ответственные участки работ, и его копровщики выполняли норму на 200–300%.

Так воевали железнодорожники.

Воины-железнодорожники обеспечили бесперебойное снабжение наших армий вооружением, боеприпасами и всем тем, что было необходимо для общего дела победы над фашистской Германией. Труд воинов-железнодорожников за дни Великой Отечественной войны по заслугам и достоинству отмечен народом и нашим советским правительством. 39 лучшим воинам-восстановителям присвоено звание Героя Социалистического Труда. Десятки тысяч бойцов, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

* * *

Наступил период мирного строительства. Перед всем советским народом встала задача в максимально короткий срок возродить заводы, фабрики, шахты, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство.

Успешное возрождение народного хозяйства немыслимо без хорошо работающего железнодорожного транспорта. Мы должны капитально восстановить наши мосты, пути, служебно-технические здания — депо, мастерские, электростанции.

Нам нужно построить вокзалы еще лучше и красивее, чем они были, построить их со всеми удобствами для пассажиров. Для работников железнодорожного транспорта надо создать нормальные жилищные и бытовые условии — восстановить и построить жилые дома, школы и клубы, больницу и поликлиники, детские дома и детские ясли, санатории и дома отдыха. Перед железнодорожниками-восстановителями стоит задача не только залечить раны, нанесенные войной железнодорожному транспорту, но и сделать так, чтобы наши железные дороги стали еще более технически оснащенными. Нам нужно проделать большую работу по развитию железнодорожных магистралей Донбасса, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Капитальное восстановление и новое строительство железных дорог требуют от восстановителей совершенствования своего мастерства, овладения новыми профессиями и новыми техническими специальностями. Необходимы дальнейшее внедрение механизации трудоемких процессов, повышение, темпов и качества; восстановительных работ, а также творческие дерзания и инициатива всех железнодорожников.

Новые задачи будут решены тем успешнее, чем полнее и всестороннее будет изучен и использован богатейший опыт Отечественной войны.

Военная обстановка вынуждала нас во: многих случаях идти на облегчение конструкций, на снижение технических требований. В дни войны часто решающим, фактором являлся срок строительства. Сейчас, в дни мирного периода, мы должны, не снижая военных темпов, восстанавливать и строить прочно, добротно, по-хозяйски проявляя во всем экономию.

Для восстановления железных дорог потребуется очень много материалов. Максимальное использование местных ресурсов, изготовление строительных материалов и инструментов своими силами, сейчас, в годы восстановления, играет огромное значение.

Восстановительные железнодорожные организации должны создать собственные подсобные промышленные предприятия для производства кирпича, извести, кровельных материалов.

Но восстановление железнодорожного транспорта — это не только задача одних железнодорожников. Местные партийные и советские органы должны придти на помощь железнодорожникам.

Партийные и советские организации Ленинграда и Ленинградской области, Украины, особенно Сталинской и Днепропетровской областей, хорошо, по-деловому помогают возрождению железных дорог. Предприятия местной промышленности — кирпичные, стекольные, деревообделочные заводы, заводы и мастерские но производству красок, олифы, скобяных и др. изделий могут и должны многое сделать для восстановления транспорта.

Во многом успех восстановления и нового строительства железных дорог будет зависеть от работы предприятий Наркомата строительных материалов, заводов черной металлургии и предприятий лесной промышленности. Как и в дни войны, железнодорожному транспорту должны в срок поставляться высококачественные материалы и оборудование, необходимые для капитального восстановления и строительства железных дорог.

Общими усилиями железнодорожников и всего нашего народа с честью, по фронтовому, капитально восстановим транспорт и осуществим программу нового строительства железных дорог.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^