Воинский порядок — становой хребет армии. Без него невозможны ни стойкая оборона, ни успешная атака. Нет большей опасности для войск, чем нарушение воинского порядка. Нет иного пути к победе, как слаженные и четкие действия, мужественное и стойкое выполнение боевых приказов всеми подразделениями, всеми бойцами, то есть, говоря иными словами, — твердый воинский порядок.
Если воинский порядок всегда обязателен для войск, то тем более он обязателен в минуты опасности, в кризисных положениях, которыми изобилуют развернувшиеся теперь бои.
В маневренной войне всегда возможны случаи выхода неприятеля на фланги и в тылы частей противника. Но военная тактика знает верные методы противодействия этим маневрам. Опыт боев показывает, что стойкая и умелая защита своего рубежа каждой частью, каждым подразделением дает возможность при вклинивании неприятеля сохранить ряд исходных рубежей для действий по флангам и тылам прорвавшихся частей. Опыт боев учит, что контратаки и контрудары, особенно с разных направлений, во фланги и тыл вклинившегося противника, сочетаясь с ударной защитой каждого рубежа, способны превратить наметившийся было успех противника в его поражение.
Однако это возможно, прежде всего, при том условии, что воинский порядок в рядах обороняющихся останется незыблем, нерушим. Главное в таких случаях — не теряться, не рассыпаться, а, наоборот, сплачиваться теснее — боец к бойцу, рота к роте, батальон к батальону. Главное в таких случаях, — не падать духом, не опускать рук, а, наоборот, — действовать со все нарастающей активностью, решительно отбивать натиск врага и наносить ему все большие потери, чтобы обескровить его и остановить.
Воинский порядок имеет огромное значение для исхода каждого боя. Известно, например, что неприятель широко применяет теперь массированное огневое воздействие авиации. Но опыт последних сражений, как и опыт всей войны, свидетельствует, что потери от вражеских налетов с воздуха меньше, чем потери от минометного, ружейно-пулеметного или артиллерийского огня. Там, где нет «воздухобоязни», где люди во время бомбежки рассредоточиваются, окапываются, не лишаются присутствия духа, словом, где есть выдержка и твердый воинский порядок, — там часть не теряет боевой силы от огневого воздействия с воздуха и после налета авиации снова уверенно продолжает борьбу с врагом.
Немцы прибегают ко всевозможным уловкам, не щадят ни средств, ни сил, лишь бы посеять панику в наших рядах, расстроить наши боевые порядки, парализовать управление. Нужно помнить об этом, всегда быть начеку и принимать самые решительные, энергичные меры, чтобы сводить на-нет все усилия врага. Первейший долг воинов Красной Армии — в любых условиях полностью сохранять твердый воинский порядок, жестоко обуздывая паникеров, трусов. В любой обстановке наши воины обязаны умело, организованно, самоотверженно биться против немецко-фашистских захватчиков, отвечая ударом на каждый наскок врага, не давая врагу ни минуты передышки. Без этого не может быть успеха в бою. Без этого нельзя добыть победы.
Как бы ни складывалась обстановка, — все звенья войск должны работать бесперебойно, слаженно, четко. Непрерывность управления боем является законом. Но даже если в ходе боя управление на некоторое время нарушилось, связь оборвалась, это ни в коей мере не должно отразиться на боевой работе того или иного подразделения, части, ни в коей мере не должно ослабить их боевой активности. Воинская часть всегда остается воинской частью, во главе ее всегда есть командир и комиссар, основная задача ее всегда ясна — бить врага, нещадно истреблять гитлеровских мерзавцев, — и задачу эту надо всегда решать с одинаковой настойчивостью, умением, мужеством.
Как бы ни складывалась обстановка, каждый командир обязан сохранять свое подразделение, часть как активную, полноценную боевую единицу, устремляя все силы только к одной цели — упорному и решительному выполнению боевого задания, истреблению негодяев-гитлеровцев. Никакие самые чрезвычайные обстоятельства не могут оправдать малейшего отступления от приказа командования, от законов советской воинской дисциплины, правил нашего воинского распорядка. Даже больше: то, что в обычных условиях является просто дисциплинарным проступком, в условиях чрезвычайных, в напряженной обстановке становится тягчайшим преступлением перед родиной. Так, например, отойти без приказа под натиском врага это значит оголить фронт, открыть путь врагу, помочь ему нанести внезапный удар во фланги и тылы других подразделений. Отойти без приказа, означает, таким образом, предать товарищей, затруднить нашу дальнейшую борьбу с ненавистными поработителями отчизны.
Чем труднее приходится, — тем собраннее должен быть каждый боец, командир, политработник, тем крепче должна быть дисциплина, тверже порядок. В бою нет места колебаниям, лишним словам, — бой требует безотлагательных и решительных действий. На поле боя нет места уговорам, — все здесь подчинено приказу, и все, что мешает выполнению приказа, надо немедленно сметать с пути.
Командир всегда должен оставаться командиром, главой подразделения и части, который решительно и непреклонно ведет бойцов на врага. От каждого, кто облечен высоким званием командира Красной Армии, родина требует умения спокойно и смело смотреть в лицо опасности; требует железной воли, способности внушить бойцу веру в себя и перелить в него собственную свою уверенность в успехе, свою решимость, свое непреклонное убеждение, что лучше погибнуть в бою, чем не выполнить боевого приказа.
В ожесточенных боях, развернувшихся теперь на юге, физические и моральные силы наших воинов подвергаются тяжелому, серьезному испытанию. Чем энергичнее будут действовать все наши командиры, чем решительнее мы будем укреплять воинский порядок в наших частях и подразделениях, чем выше подымем дисциплину, — тем успешнее и безболезненнее выдержим это испытание.
Велика угроза, созданная для нашей родины наступлением немцев в донских районах. Только стойкое и самоотверженное выполнение воинского долга каждым воином и прежде всего — командиром, только величайшая организованность и четкость действий всех до одного подразделений и частей в силах задержать фашистские орды, сорвать их планы. Наш долг перед лицом исступленного натиска врага — с каждым днем уничтожать все больше живой силы и техники немцев, с каждым днем сражаться все успешнее: сегодня — лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня.
Еще выше организованность, еще больше стойкости! За твердый воинский порядок всегда и во всем!