Японцам очень не хотелось уходить с Сахалинского острова. Они обжились здесь, обосновались прочно и до самого последнего момента продолжали сопротивление. Мы летели в Тойохару — крупный город южного. Сахалина — два с половиной часа, а войска шли сюда больше двух недель. Шли, взламывая оборону врага, подавляя многочисленные очаги яростного сопротивления японцев. Шли по горно-лесистой местности, по дремучей тайге, без дорог, под проливными дождями и резкими сахалинскими ветрами.
Отступая под ударами наших войск, японцы сжигали города, посёлки, мосты, разрушали дороги. Самураи всячески пытались задержать продвижение наших войск, но на последний бой советские дальневосточники шли, не жалея ни сил, ни крови. Они знали, что победа близка, что дни мира недалёки. Подвиг тысяч советских солдат и офицеров приблизил час окончательного разгрома врага.
...На южном Сахалине было совсем темно, когда из далёкой Москвы раздался голос великого Сталина. Непередаваемо волнующи эти минуты. Сколько раз воины нашей отчизны слушали вождя в суровой фронтовой обстановке, и всегда его слово сплачивало людей, давало им новые силы для борьбы. И все-таки больше всего каждый мечтал об этом дне и об этом выступлении вождя — о дне мира во всем мире. И вот любимый полководец сказал, что этот день наступил.
Вечером 2 сентября воины-дальневосточники на южном Сахалине радостно праздновали победу. Несмотря на поздний час (по дальневосточному времени выступление товарища Сталина здесь слушали в девять тридцать вечера), в гарнизонах и на кораблях состоялись митинги. Мы побывали на одном из таких митингов в городе Тойохара. В большой комнате бывшей японской казармы собрались свободные от ночной службы бойцы и офицеры, чтобы прослушать выступление Верховного Главнокомандующего. Поздравление вождя с победой согрело всех, радостно взволновало.
— Обращение товарища Сталина к народу принесло нам огромную радость, — говорит в своём выступлении лейтенант Пекишев. — Осиное гнездо на Дальнем Востоке ликвидировано, последний очаг агрессии перестал существовать, наступил долгожданный день, к которому мы шли трудным путём. Я горжусь тем, что принадлежу к великой Красной Армии, которая освободила Сахалин от врага и смыла тем самым чёрное пятно с русского народа.
Взволнованную речь произносит старый дальневосточник подполковник Бельков. Он сказал:
— Удары Красной Армии на Дальнем Востоке оказались настолько сильными, что Япония вынуждена была сложить оружие и признать себя побеждённой. Мы — победители. Это большое слово, товарищи. Мы свершили историческое дело, завоевав мир и спокойствие народам, любимой Родине. Сегодняшний день — день огромной радости, величайшего торжества для нашего отечества, для всего многомиллионного народа нашей Родины. Слава Красной Армии — победительнице! Слава нашему советскому народу! Великая слава нашему Сталину!
Воины с южного Сахалина сердечно приветствуют своего любимого полководца, отца великой победы.