Забота о детях-сиротах
С первых же дней Великой Отечественной войны и все последующие годы партия и правительство уделяли неослабное внимание устройству детей, оставшихся без родителей. В военное время было открыто много новых детских домов. Много детей за это время было патронировано и усыновлено. За годы войны сеть детских домов почти утроилась, в такой же мере увеличилось и количество воспитанников. В РСФСР сейчас насчитывается около четырех тысяч детских домов.

Подводя итоги работы по устройству детей-сирот, можно сказать, что мы добились главного — в тяжёлые годы войны у нас не было беспризорных детей. Детские дома в основном справились с возложенными на них задачами: здесь заботились не только о сохранении жизни и здоровья детей, но и о их воспитании и обучении. Возвращающиеся сейчас с фронта родители находят своих детей здоровыми и весёлыми.

За годы войны из детских домов было выпущено свыше 120 тысяч воспитанников, достигших 14 лет. Все они были направлены либо в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, либо устроены на работу. Многие из окончивших семилетнюю школу продолжают своё образование в техникумах и других учебных заведениях.

Нужно отдать должное работникам детских домов, которые показали себя подлинными патриотами на таком почётном и ответственном поприще, как воспитание осиротевших детей. Несмотря на тяжёлые условия войны, они старались делать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались, не чувствовали своего сиротства. Они окружали детей заботой и любовью и этим самым помогали забыть постигшее их горе, почувствовать себя в детском доме, как в родной семье.

За самоотверженную работу по воспитанию осиротевших детей некоторые работники детских домов удостоены правительственных наград. Были награждены директор детского дома «Муравейник « Алтайского края тов. Ершов, директор Кардымовского детского дома тов. Малявко, директор Тобольского детского дома тов. Гайсина и другие.

И хотя у нас немало прекрасных образцов работы по воспитанию осиротевших детей, мы имеем еще, к сожалению, немало детских домов, состояние которых нельзя считать удовлетворительным. Это зависит не только от тех работников, которым непосредственно доверено воспитание детей. Детский дом нуждается в постоянном внимании, заботе и контроле со стороны государственных органов, партийных и общественных организаций. Там, где чутко и внимательно относятся к детскому дому, там, где руководители районных, городских организаций бывают в детском доме не только по торжественным праздникам, там дети не знают нужды: они сыты, обуты, одеты, живут в тепле, в доме у них уютно. В таких детских домах и работа коллектива идет слаженно.

Особого внимания требуют детские дома, организованные в годы войны. В то время часто было чрезвычайно трудно подыскать благоустроенное помещение для детдома, обеспечить его необходимой мебелью, хозяйственным инвентарём.

Эти детские дома в большинстве своём были перегружены.

Несмотря на категорическое требование Совнаркома РСФСР, отдельные исполкомы областных Советов до сих пор не предпринимают должных мер к улучшению условий в таких детских домах. В первую очередь это относится к городу Саратову, Пензенской и Читинской областям, Татарской АССР.

Сейчас есть все возможности для коренного улучшения материального положения каждого детского дома. Детдомам отпускается много промышленных товаров, продовольствия, даны указания о своевременном и полном отоваривании всех нарядов. Однако в ряде мест товары и продукты детским домам выдают несвоевременно, нередко заменяют неполноценными продуктами. Такие факты наблюдались в Ростовской, Калужской, Иркутской областях, в Коми АССР, в Чувашии. Исполкомы Советов почему-то не следят за тем, как снабжаются детские дома, не пресекают попыток некоторых торговых организаций «комбинировать» за счёт детских домов.

Много внимания в детских домах уделяют трудовому воспитанию. Так и должно быть: детей готовят здесь к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности.

Дети выполняют работу по самообслуживанию, трудятся на своих подсобных хозяйствах, работают в мастерских. В таких детдомах у детей развита любовь к труду, они деловиты, дисциплинированны.

Но так обстоит дело не всюду. В большинстве детских домов трудовое обучение воспитанников поставлено слабо. Нередко оно сводится лишь к участию детей в обработке подсобного хозяйства. Этого одного, конечно, недостаточно. Только систематическая работа в мастерских привьёт детям трудовые навыки, подготовит их к овладению в будущем той или иной профессией.

Весьма неблагополучно обстоит дело с кадрами руководящих работников детских домов. Наряду с замечательными людьми, беззаветно преданными своему делу, среди директоров, воспитателей нередко встречаются и случайные люди. Отделы народного образования несерьёзно относятся к подбору директоров, недостаточно контролируют их работу, не помогают им.

В жизни многих детских домов большую роль играют попечительские советы. Инициатива, проявленная общественными организациями г. Ногинска Московской области, первыми создавшими попечительский совет, нашла горячий отклик. Сейчас почти при всех детских домах организованы такие советы. Возглавляют их в большинстве случаев ответственные партийные и советские работники, к работе привлекаются руководители предприятий, почётные люди города, района, села.

Передовые предприятия создают свои детские дома для детей рабочих, погибших на фронте. Это благородное дело получило одобрение правительства. Недавно Совнарком Союза ССР принял постановление, которое предоставляет предприятиям право организовывать детские дома. Положительный опыт передовых фабрик и заводов нужно всячески популяризировать, а исполкомы Советов и отделы народного образования должны оказывать серьёзное внимание детским домам, организуемым предприятиями.

Патронированных детей в РСФСР насчитывается триста тысяч. Уже сама эта цифра свидетельствует, насколько велико значение патроната в общей системе мер по устройству осиротевших детей. Большинство натренированных живёт хорошо, многие дети усыновлены к стали равноправными членами семьи. Требуется лишь, чтобы исполкомы Советов, отделы народного образования систематически наблюдали за натренированными детьми, оказывали необходимую помощь тем семьям, где живут патронированные дети.

Самое трудной в устройстве детей, оставшихся без родителей, осталось позади. Теперь перед органами советской власти на местах, перед всей нашей общественностью стоит задача укрепить — детские дома, создать все условия для лучшего воспитания детей.

Детям, чьи отцы отдали жизнь в борьбе за Родину, мы обязаны обеспечить хорошее детство, воспитать из них честных, преданных своей родине людей.

Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^