На полярных станциях
На севере советской страны, от Норвегии до Аляски, раскинулась обширная сеть полярных станций Главного управления Северного морского пути. Полярники ведут научные наблюдения, обслуживают радиосвязью и метеорологическими сводками суда, бороздящие северные воды, и самолеты, летающие в Арктике.

Полярные станции — глаза и уши Арктики. Круглый год по определенной программе ведут они наблюдения над атмосферой, температурой воздуха, морскими течениями и режимом льдов. Ежедневно, по нескольку раз в день, станции передают свои наблюдения Центральному институту прогнозов, где эти сводки используются как исходные данные для составления прогнозов погоды. Результаты наблюдений полярных станций, ни на минуту не прерывавших своей работы в годы Отечественной войны, сослужили большую службу Красной Армии, ее воздушным и морским силам.

Для наиболее полного обслуживания первой послевоенной арктической навигации в этом году в дополнение к существующим было построено 12 новых полярных станций: на острове Визе (в северной части Карского моря), на земле Бунге (Новосибирские острова), косе Двух Пилотов (в районе мыса Шмидта), мысе Болванский Нос (остров Вайгач), на мысе Буорхая (море Лаптевых) и другие.

Сейчас Главное управление Северного морского пути имеет 86 полярных станций, причем самая северная из них расположена в бухте Тихой (Земля Франца Иосифа) под 80° 20’ северной широты, самая южная на мысе Наварине, в Беринговом море, под 62° 16' северной широты, приблизительно на одной параллели с Петрозаводском.

На днях на полярных станциях завершена смена зимовщиков. Личный состав, несший научную вахту в течение всей войны, значительно обновлен. На станции прибыли многие сотни специалистов — метеорологи, аэрологи, магнитологи, гидрологи, радиоработники, механики, работники подсобных профессий — повара, строительные рабочие и другие. Смена обитателей некоторых станций была произведена еще до начала морской навигации, при помощи самолетов. Многие полярники, отдохнув на южных курортах, вновь вернулись в Арктику.

В течение навигации на станции доставлено много живого скота, овощей и плодов. Так как в средней полосе СССР овощи и плоды созревают поздно, — почти к концу арктической навигации, — то ранний картофель. лук, свекла и яблоки были заготовлены на юге, в Краснодарском крае. Запас овощей на полярных станциях рассчитан до следующей навигации.

Техническое и научное оснащение станций в навигацию 1945 года пополнилось новым оборудованием. Началась реконструкция научного и радиооборудования в ряде крупных пунктов — на острове Диксон, в бухте Тикси, на мысе Шмидта. За последнее время увеличилась мощность арктических радиоцентров и радиостанций. Связь стала более четкой и быстрой.

На некоторых станциях (мыс Стерлегова и других) ведется строительство новых зданий — жилых помещений, 5 домов-радиостанций, научных павильонов, теплиц, скотников. Здания изготовляются на материке, на предприятиях Архангельской и Тиксинской строительных контор Главсевморпути, затем в разобранном виде доставляются на судах на место и там монтируются.

Сейчас полярники провожают последние корабли, уходящие на свои базы, и готовятся к встрече долгой полярной ночи.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^