Новые пассажирские и грузовые самолеты
Во время войны гражданская авиация всех стран выполняла огромную работу, перевозя войска и вооружение, высаживая десанты и снабжая части, действовавшие в тылу противника. Огромные транспортные возможности гражданской авиации проторены на опыте войны. Сейчас, в мирных условиях, перспективы ее развития еще значительнее.

В беседе с сотрудником «Известий» главный инженер Аэрофлота генерал-майор инженерно — авиационной службы Г. И. Лешуков рассказал:

— Зарубежная печать сообщает о строительстве все более и более крупных пассажирских самолетов. При этом первостепенное внимание уделяется вопросам экономики. Так, например, шестимоторные самолеты, строящиеся фирмой «Консолидейтед Вулти». но заказу компании «Лан Американ уорлд эйруэйс», будут поднимать но двести четыре пассажира. Обслуживая линии большой протяженности, они, но подсчетам специалистов, смогут успешно конкурировать с железными дорогами и но быстроте, и по дешевизне перевозок.

Много внимания уделяет зарубежная пресса и всевозможным авиалиниям, начинал от трансконтинентальных и трансокеанских и кончая внутрирайонными и даже ян утр и городским и.

В нашей стране с ее необъятными просторами потребность народного хозяйства в транспортной авиации поистине огромна. Новые воздушные трассы, освоенные в последние годы Аэрофлотом, намного приблизили к столице такие отдаленные районы, как Дальний Восток, Чукотка. Пассажирский воздушный рейс Москва — Хабаровск занимает сейчас в среднем трое суток. До Уэдькаля на берегу Берингова моря воздушный рейс длится в среднем четверо суток.

С организацией же ночных полетов и, главное, с повышением скорости машин продолжительность подобных рейсов может быть сокращена но крайней мере вдвое.

Повышение скорости с одновременным увеличением грузоподъемности транспортных самолетов является важнейшей задачей.

Основной тип пассажирского двухмоторного самолета, обслуживающего наши главные воздушные линии, сейчас модернизируется. Устанавливаются новые, более мощные моторы, что позволит значительно увеличить скорость полета. Будет улучшено и оборудование машины, чтобы обеспечить пассажирам возможно больший комфорт (звукоизоляция, отопление, освещение).

Заканчиваются испытания новых пассажирских машин конструкции А. С. Яковлева, рассчитанных на обслуживание местных линий.

Все это; однако, лишь первые шаги. Запросы гражданского воздушного флота на ближайшие годы много шире и разнообразнее. Самолетам приходится работать в различных климатических условиях — и над водными пространствами, и над горными хребтами. Поэтому важно создать типы самолетов, отвечающие особенностям различных республик и областей СССР.

Для линий большой протяженности, типа Москва — — Хабаровск, Москва — Чукотка, нам нужны четырехмоторные самолеты, поднимающие пятьдесят — шестьдесят пассажиров, с крейсерской скоростью порядка четырехсот пятидесяти километров в час. Для линии тина Москва — Тбилиси и Москва — Ташкент наиболее подходящими явятся двухмоторные самолеты с такой же примерно скоростью, вмещающие до тридцати пассажиров.

На межобластных линиях, например, между Киевом и Харьковом, Киевом и Одессой, должны курсировать самолеты со скоростью примерно двести километров в час, поднимающие восемь — десять пассажиров.

В связи с бурным развитием грузовых перевозок по воздуху требуется создание специальной конструкции чисто грузовых самолетов.

Необходимо всячески развивать и совершенствовать легкомоторную авиацию, прототипом которой служит всем известный самолет «Поликарпов-2». Машина, поднимающая четырех пассажиров, способная садиться на любую естественную площадку, оснащенная неприхотливым мотором, который в случае нужды можно Заправить и автомобильным горючим, крайне необходима для связи между районными центрами, колхозами и МТС.

Для таких линий, как Сталинабад — Хорог, требуется особый тип самолета, который можно назвать высокогорным. Минимальная взлетаю — посадочная скорость должна сочетаться здесь с большой маневренностью и хорошими высотными данными.

Обслуживание воздушных трасс, пролегающих над морем, между городами Дальнего Востока и Камчаткой, например, требует грузоподъемных и надежных в эксплуатации гидросамолетов с большим радиусом действия.

Для разрешения всех этих задач необходимо тесное сотрудничество работников Аэрофлота с конструкторами, исследовательскими организациями и заводами авиапромышленности. Герои Социалистического Труда С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, А. Н. Туполев уже внесли ценные предложения и сейчас приступили к разработке новых конструкций для гражданского воздушном флота.

Надеемся, что и другие наши конструкторы последуют их примеру. Можно не сомневаться, что советская явная и отпал промышленность, создавшая первоклассные боевые машины в период Отечественной войны также быстро обеспечит и гражданский воздушный флот быстроходными, удобными, надежными в эксплуатации самолетами, не уступающими лучшим заграничным образцам.

Наша страна-победительница должна иметь первоклассный гражданский воздушный флот.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^