Слово советского крестьянина
В декабре 1942 года на хутор Степной, где я живу, пришла телеграмма от товарища Сталина. «Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета», — писал мне Иосиф Виссарионович. Словно солнечным светом, озарили его слова мою долгую трудовую крестьянскую жизнь. Для спасения отечества не пожалел я достояния, и отечество меня поблагодарило!

Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шел бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолеты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записано еще такого подвига.

Откуда у советских крестьян взялась богатырская сила и великая преданность социалистическому отечеству, — понять нетрудно. В Советской стране трудящиеся крестьяне впервые за свою многовековую историю стали хозяевами земли, хозяевами государства. Я — советский крестьянин — смог приобрести два самолета для Красной Армии, для своего государства, потому что они — родные и близкие мне, защищают интересы народа. А что, кроме ненависти и лютой вражды, мог испытывать к царской, буржуазно-помещичьей власти старой России мой отец — безлошадный, обезземеленный труженик, раб помещиков и капиталистов!..

В 1942 году в августе немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти-то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолет для Красной Армии.

Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом! Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.

В Саратовском обкоме партии рассказал о своем намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась? Я ответил: «Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать».

И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолеты. Сто персональных самолетов вручили фронтовикам за войну одни саратовцы. А ведь в стране таких областей, наверное, не меньше сотни.

Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберется целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне, и они помогали фронту, чем только могли.

Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы — люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не одни самолет, — сотни, тысячи самолетов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.

Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего отечества, не рассорить нас немцам.

Как-то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внес в фонд обороны полмиллиона рублей.

Спросил меня кто-то: — Не завидуешь, Ферапонт Петрович?

— Пусть другие народы и государства, — ответил я, — дивятся и завидуют, как советский человек служит отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству!

Была в прошлом Россия «тюрьмой народов». Но винить в том нельзя ни русских, ни украинцев, ни белорусов, ни грузин, ни казахов, ни других народов. Не народ правил Россией. Во главе стоял царь, подпирали его помещики да фабриканты. А народ держали в темноте и невежестве, отравляли его черносотенной, погромной агитацией, вызывали вражду и междоусобицу.

Россия советская стала родной матерью для всех народов. Так стало потому, что получил все права человек труда, тот, кто создает все блага жизни. Не богатство и знатное происхождение, а честный, добросовестный труд ценится в нашей стране. Не капитал создает славу, а труд. Советские люди создают блага не для других, не для хозяев-предпринимателей, помещиков, спекулянтов, а для себя, для своей страны. Труд — вот на чем стоит крепкая, нерушимая дружба народов.

И когда злобный враг — немецкие фашисты — попытался расколоть дружбу советских народов, он встретил с их стороны такой единодушный отпор, который будет всегда стоять перед глазами наших врагов.

Из колхоза имени Шевченко Печенежского района Харьковской области получил я летом 1944 года письмо от колхозника Николая Артемовича Жадана. Он сообщал мне: «И лично 24 июня имел счастье вручить в обстановке фронта боевой самолет «ИЛ-2» (штурмовик) Герою Советского Союза четырежды орденоносцу гвардии капитану 3. И. Макарову. И вот, когда я увидел на бортах надписи с моим именем «От колхозника Харьковской области Николая Артемовича Жадана», то я был так рад, как никогда за пятьдесят лет своей жизни».

Для советского крестьянина послужить родине — великое счастье. Это доказано делами. Имеете с рабочим классом надежно подпирали советские крестьяне доблестную нашу Красную Армию и поднимали ее боевой дух и доблесть. Услышали бойцы на фронте, что Головатый и тысячи других граждан России самолеты и танки для армии покупают, и словно вдесятеро сильнее стали. За время войны я получил тысячи писем от фронтовиков, и во всех этих письмах они рассказывают, как ободрила их всенародная помощь.

В июне 1944 года, после того как я приобрел второй самолет для Красной Армии, мне прислал письмо капитан 0. А. Артуров. Вот что писал он:

«Уважаемый Ферапонт Петрович!

Узнав из газет о том, что бы вторично приобрели самолет для Красной Армии, я решил написать вам несколько строк. В дни, когда вы сделали это в первый раз, мне пришлось участвовать в боях под Сталинградом, и я вспоминаю, как ваш поступок и развернувшееся по вашему почину патриотическое движение воодушевили тогда нас всех. Мы с новой силой почувствовали, что труженики советского тыла готовы на любые жертвы, чтобы нас поддержать.

Очень интересно еще и то, что ваша инициатива производила тогда большое впечатление на противника, вызывала у фрицев чувство страха перед решимостью советского народа. Мы разбросали среди немцев листовку о поднятом вами движении, и я помню, как эту листовку находили потом у немцев, сдававшихся в плен. Мне пришлось опрашивать группу пленных немецких офицеров. Я им, между прочим, рассказал о вас. И матерый гитлеровец, майор Вест, признал, что в Германии никто не способен на такой поступок. Я уверен, что теперь весть о вашем втором самолете воодушевляет фронтовиков и устрашает врагов.

С горячим приветом капитан 0. А. Артуров».

Мой воздушный крестник — водитель обоих моих самолетов — замечательный летчик Еремин сообщил мне, что на этих самолетах сбил пятнадцать немецких машин. На втором самолете он поднялся в Саратове, а опустился после победы в самом Берлине. В немецкой столице отпраздновал Еремин со своими товарищами день Победы и, как он пишет, провозгласил тост и за меня — русского крестьянина, поддержавшего Красную Армию в тяжелой борьбе с врагом.

Я — старый солдат, семь лет служил в царской армии и видел, какая пропасть отделяла армию от народа. Только Красная Армия — единственная армия в мире — пользуется безграничной всенародной поддержкой. И поэтому Красная Армия победила.

В Москве я еще до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых. Советская власть, мудрая большевистская партия подняли народ на великий подвиг, потому что советские люди питают полное доверие к власти и партии. Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое — землю, колхозы, свободу, честь и независимость отечества.

Сейчас колхозная деревня пользуется благом мирного труда. Пришли с фронта в наш колхоз первые демобилизованные. Арсентий Сливин и Федор Сорочинский двух дней не отдохнули, сразу попросили определить их в бригады. Работают они на-совесть. Сил в колхозе прибавляется, настроение бодрое, победное. С такими людьми и с таким настроением никакие трудности не страшны, любые планы выполнимы.

За войну наш колхоз расширил посевные площади, повысил урожаи, увеличил поголовье лошадей, коров, овец. В этом году хлебопоставки выполнили досрочно, шестьсот пудов сдали сверх плана. Но два килограмма зерна на трудодень колхозники получили авансом. Основа хозяйственного роста колхоза заложена прочная.

А какие богатые открываются перспективы! Думаем прежде всего над тем, как взять от земли больше хлеба. Колхоз принял десятипольный севооборот с травосеянием. Переход на этот севооборот начали с нынешнего года. Позаботились вовремя поднять зябь. Хорошо помогла нам в этом деле тракторная бригада тов. Махини. Зимой организуем снегозадержание, очистим семена, проведем в избе-читальне агротехническую учебу. На фермах намерены улучшить породность скота. Будем разводить коров швицкой породы, орловских рысаков, высоко-породных тяжеловозов. С будущего года заложим в степи колхозный сад. Пусть богато плодоносит, пусть ярче расцветает наша волжская степь в честь славной победы!

Обширные планы наметили по строительству. Сторона наша безлесная, и строительные материалы всегда находили с трудом, а поэтому прочными, добротными постройками колхоз небогат. Решили мы взяться за строительство всерьез. В этом году создали в колхозе кирпичный завод. В будущем году начнём производить черепицу.

Завод уже выработал свыше пятидесяти тысяч штук кирпича. В ближайшие месяцы построим каменную овчарню, подвалы для хранения зерна и овощей. Из кирпича сложим новую школу, здание правления колхоза и другие постройки для культурных и хозяйственных учреждений. А со временем примемся строить кирпичные дома для колхозников. Через два-три года не узнать будет на хутора Степного.

О чем еще колхозные думы? О хорошем сельском клубе. Правда, изба-читальня в хуторе есть. Радио говорит, газеты народ читает, фильмы смотрит, книги в библиотеке берет, беседы учителей слушает. Но интересы колхозников год от года растут, за войну выросли люди политически на целую голову и хотят, чтобы наука и культура еще прочней вошли в нашу крестьянскую жизнь.

Главный политический интерес у колхозников — предстоящие выборы в Верховный Совет СССР. На собрании, где выдвигали меня в состав Центральной избирательной комиссии, односельчане проявили большую заинтересованность в предстоящих выборах. Я горжусь их доверием, горжусь тем, что советские крестьяне вместе с лучшими представителями советского народа поставлены к руководству избирательной кампанией, и оцениваю этот факт, как признание родиной высоких заслуг советского крестьянства перед любимым отечеством.

Наша советская демократия предоставляет политические права и блага материальной и культурной жизни всему народу, и весь народ ради процветания любимой родины готов на любой труд и подвиг.

Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^