Огни Ленинграда
Ночью, когда на улицах гаснут фонари и большой город внезапно погружается во мрак, в осеннем небе то здесь, то там возникает зарево. Это отблеск ночных строек. Луч прожектора падает на изуродованный вражеской бомбой фасад многоэтажного дома. На стене перечёркнута надпись: «Граждане! Эта сторона улицы во время артиллерийского обстрела наиболее опасна», а рядом кто-то размашисто вывел большими буквами: «Мы тебя отстояли, Ленинград, мы тебя и восстановим!».

Ярким светом залита стройка. На огонек из мрака улиц подъезжает грузовик за грузовиком, выгружая кирпич, цемент, песок и доски. Скрипят подъемники, поднимая строительные материалы на леса, где, словно в муравейнике, суетятся рабочие, готовящие «фронт работы» для дневной смены. А утром, проходя мимо стройки, прохожие невольно замедляют шаг. Они следят, как буквально на глазах тают и уменьшаются накопленные за ночь груды кирпича и извёстки, как растёт ввысь кирпичная клетка, закрывая развороченное нутро дома. Вчера стена едва поднималась над забором стройки, сегодня она сравнялась со вторым этажом. Ленинградцы уже с трудом различают знакомые липа строителей на высоких лесах. Но каждый знает: здесь, на улице Гоголя, 4. работает знаменитый каменщик Андрей Куликов: там, на Невском, 68. у Аничкова моста, заканчивает кладку Григорий Беляев; на Стремянной, 12, с ними соревнуется мастер Семенов.

Как за боевой сводкой, следят ленинградцы по страницам «Ленинградской правды» за ходом социалистического соревнования восстановителей родного города. Накануне октябрьских праздников были подведены его итоги. За 9 месяцев 1945 года в Ленинграде восстановлено и введено в эксплуатацию 181 тысяча квадратных метров жилплощади, отремонтировано больше полутора миллионов квадратных метров кровли, окрашено и восстановлено 670 тысяч квадратных метров фасадов. Восстановлены 94 школы, 33 детских сада, 27 детских яслей. Победителем в соревновании вышел Московский район, досрочно завершающий годовой план восстановительных работ.

Труд строителей виден всем. И хотя работы ещё непочатый край и необычайно велики те трудности, которые придётся преодолеть ленинградцам, чтобы полностью залечить раны родного города, но уже сейчас недавний облик Ленинграда, облик города-фронта изменился неузнаваемо.

— Сделаем Ленинград ещё прекраснее, — об этом мечтали ленинградцы в самые тяжёлые дни блокады. В холодных мастерских коченеющими руками вычерчивали архитекторы контуры будущего Ленинграда. Фантастическими, нереальными казались тогда эти смелые замыслы о перепланировке улиц и площадей, о новых величественных сооружениях, о парках и дворцах культуры. Но ленинградцам присущи замечательные качества большевика — твёрдость духа и настойчивость в достижении поставленной цели. Уже в ходе Отечественной войны они стали проводить эти замыслы в жизнь.

А с весны 1945 года армия строителей безраздельно завладела городом. И подобно тому, как осенью 1941 года народное ополчение подкрепило полки Красной Армии, так и теперь десятки тысяч трудящихся Ленинграда влились в ряды его восстановителей. Поступление велось развёрнутым фронтом. На выщербленных снарядными осколками фасадах повисли люльки маляров и штукатуров. Разрушенные дома обрастали лесами, каменные завалы превращались в скверы; тяжёлые дизельные ковши, утюжащие асфальт, сменили на улицах Ленинграда привычные глазу танки.

И замечательно то, что все это делается руками ленинградцев, руками огромной армии восстановителей. Только за 9 месяцев ленинградцы отдали 17 миллионов часов на восстановление своего любимого города.

Наступление армии восстановителей продолжается. Но уже сейчас город Ленина, встречает свой первый послевоенный Октябрь более нарядным, чем в былые годы. Всех, кто приезжает в эти дни в Ленинград, кто не был здесь долгое время, поражает продуманная и радующая глаз окраска зданий. Соблюдая традиции великих зодчих, ленинградцы почти полностью восстановили свои всемирно известные архитектурные ансамбли.

Город живёт полнокровной жизнью. Уже давно нет в Ленинграде ни одного неработающего завода. Ленинградская промышленность наращивает темпы, возвращает свою былую индустриальную мощь. Готовы к пуску мощные турбины на восстановленных электростанциях Раухиала и Дубровка. Завод за заводом вступают в ряды победителей предоктябрьского соревнования. Гордость города — крупнейшие заводы Кировский и «Электросила» дали в октябре продукции больше, чем было предусмотрено планом.

Восстанавливается, старое, создаётся новое.

Парки, аллеи, газоны возникают там, где ещё недавно громоздились груды щебня, где зияли огромные воронки от авиационных бомб.

Ленинградцы любят свои изумительные парки и сады. В тяжёлые, голодные, холодные годы блокады, когда в городе не было топлива, на дрова сносили старые деревянные дома, а деревья всячески оберегали. Ровно за месяц до великого праздника в городе были заложены два парка: один — на площади в сто гектаров за Московской заставой, там, где недавно пролегала линия фронта, второй — на берегу Финского залива на площади в пятьдесят гектаров. Эти парки названы парками Победы. Возле каждого деревца маленькая записка с лаконичной надписью: имя того, кто посадил деревцо. Пожилая женщина заботливо ухаживает за молодым, недавно посаженным клёном. У неё было три сына, все они пали смертью храбрых в боях за Родину. И в память о сынах своих Валерия Павловна Десницкая посадила три деревца: клён, ясень и дуб.

Десятки тысяч матерей, отцов, жен и детей фронтовиков создавали своими руками парки Победы. За короткий срок ленинградцы посадили здесь 62 тысячи деревьев. В центре каждого парка установлена на обелиске мемориальная доска: «В эпоху великого Сталина 7 октября 1945 года трудящимися Ленинграда заложен парк Победы в честь исторической победы советского народа над Германией и Японией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Тянутся к небу ветви деревьев, корнями уходят в недра земли березы, клёны. ясень. Колышется молодой лес. Это вечно живущий памятник наших дней, нашей победы, озаряемый огнями большого города.

Ленинград. (По телефону).
Подготовка текста: Ольга Федяева. Карточка: Олег Рубецкий. Опубликовано: Пресса войны
^