На высоте 11.500 метров
Полет субстратостата «ВР-79»
В воскресенье состоялся полет субстратостата «ВР-79» под управлением капитана Г. П. Голышева.

Рано утром на стартовой площадке Центральной аэрологической обсерватории собрались научные работники, представители печати. Все выше и выше над березовым леском поднимается серебристая оболочка субстратостата, наполняемая водородом. Бойцы воздухоплавательной команды крепко держат поясные стропы.

В плетеную гондолу укладываются баллоны с кислородом, приборы. Полковник медицинской службы профессор В. В. Стрельцов и подполковник П. П. Полосухин тщательно проверяют снаряжение. Доктор физико-математических наук профессор С. Н. Верное устанавливает прибор для исследования космических лучей.

Одетые в теплые комбинезоны и шлемы с кислородными масками, капитан Голышев и инженер Волков занимают места в гондоле. Бойцы стартовой команды освобождают стропы. Серебристый шар рвется ввысь.

10 часов 43 минуты. Гондола отпущена, и вслед за командой стартера «В полете!» сверху доносится голос тов. Голышева: «Есть в полете!»

Набирая высоту, субстратостат уходит в небо. Наземная радиостанция держит связь с аэронавтами. Каждые десять — пятнадцать минут в наушниках раздается спокойный голос пилота.

Высота три с половиной тысячи метров. Субстратостат «выполнился» — достиг объёма в 2.700 кубических метров. Подъём продолжается. На высоте в четыре тысячи метров субстратостат остается около получаса. Инженер М. Н. Волков производит наблюдения.

Выйдя в район Измайлова, субстратостат под влиянием изменившегося ветра летит на юго-запад и проходит над центром столицы. На высоте в восемь тысяч метров аэронавты переключают свои кислородные шланги на баллоны с карбогеном — особым составом для дыхания на больших высотах, разработанным под руководством профессора Стрельцова.

Небо, еще недавно нежно-голубое, приобретает ярко-синюю окраску. К югу проходит граница облаков, но по курсу движения субстратостата видимость хорошая. Субстратостат достигает своего «потолка» — одиннадцати тысяч пятисот метров. На этой высоте Г. И. Голышев удерживает его около получаса. Термометр опускается до шестидесяти градусов ниже нуля. М. И. Волков проводит новую серию наблюдений.

Затем начинается спуск. Земля, стремительно приближаясь, приобретает рельефные очертания. Хорошо видны Московско-Киевская железная дорога, город Наро-Фоминск, окрестные деревни.

Голышев намечает место посадки — поляну в лесу. Гондола мягко касается снежного покрова. Полет, продолжавшийся около трех часов, окончен. Субстратостат опустился неподалеку от деревни Александровки.

На двух шестах аэронавты развертывают антенну, и через несколько минут радисты Центральной аэрологической обсерватории вновь слышат голос тов. Голышева:

— Я — «Зонд». Посадка произведена благополучно. Высылайте самолет.

К Наро-Фоминску на легком связном самолете летит старший лейтенант Якимов. Уже начинает смеркаться, когда он возвращается с экипажем субстратостата и приборами.

Руководивший научными наблюдениями профессор С. Н. Вернов заявил сотруднику «Известий»:

— В результате полета получены интересные данные о космических лучах на больших высотах и о взаимодействии этих лучей с веществом. Специальный прибор, сконструированный в Институте физики Московского университета, работал хорошо. Полет Голышева и Волкова позволяет продолжить наблюдения над космическими лучами в субстратосфере, начатые еще до войны Физическим институтом Академии наук СССР и Институтом физики МГУ. Эти исследования находятся в тесной связи с работами высокогорной экспедиции Академии наук, производящимися на Памире.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^