Буксировка морских судов
В январе нынешнего года большие транспортные корабли «Маршал Толбухин«, «Ленинград«, «Шахтер«, «Березина« и другие стояли в портах Черного моря — не было угля. Капитан парохода «Курск« Владимир Яковлевич Труш внес предложение:

— Угля хватает только для небольшого количества судов. Но нельзя же допустить, чтобы остальные корабли стояли: фронт ждет боеприпасов и продовольствия. Попробуем вести суда на буксире.

Капитан Труш первый совершил рейс из Поти в Одессу с буксиром. Он доставил в порт пароход «Шахтер« с грузом в 2.853 тонны.

Когда первый опыт удался, другие капитаны черноморских судов подхватили инициативу тов. Труша. За три месяца ими было отбуксировано 9 транспортных судов.

Вслед за большими кораблями стали заниматься буксировкой и маленькие катера. Например, катер «Алупка« доставил в Одессу две баржи с грузом.

На Черном море развернулось соревнование экипажей за лучшее освоение нового метода перевоза грузов. Экипаж небольшого судна «Фиолент« под командованием капитана Гаврильченко взял на буксир и доставил из Сулина в Одессу целый караван — 6 барж. То же самое проделали экипажи катеров «Дельфин« и «Алупка».

Затем черноморцы получили задание — доставить из Дунайского устья в порты Одессы и Севастополя лес в плотах. Такой перевозкой моряки еще никогда не занимались, тем более, что пароходство не имело специальных судов-плотоводов. Но за время войны советские люди многому научились. Неутомимый капитан судна «Фиолент« тов. Гаврильченко первым взялся доставить на буксире два плота. Рейс прошел удачно. После этого экипажи крупных судов «Тайгонос« и «А. Серов« также начали водить по 2 плота.

Всего за 10 месяцев черноморские суда при помощи буксиров доставили в порты около 100 тысяч тонн различных грузов.

Подготовил Олег Рубецкий, источник текста: Пресса войны
^