11 октября посол СССР в Афганистане г. Михайлов, по поручению Советского Правительства, сделал премьер-министру Афганистана представление, в котором Советское Правительство, руководствуясь чувством дружбы к афганскому народу и уважения независимости Афганистана, выразило свою готовность оказать всемерное содействие дальнейшему процветанию Афганского государства, а также укреплять и развивать экономические отношения между СССР и Афганистаном. По поручению Советского Правительства, посол еще раз подтвердил, что Советский Союз не питает никаких агрессивных намерений в отношении политической и территориальной неприкосновенности Афганистана и неизменно стремится осуществлять политику дружбы и сотрудничества с Афганистаном в интересах обеих стран. Однако наличие в Афганистане немцев и итальянцев, работающих в афганских учреждениях и в некоторых министерствах Афганистана и ведущих враждебную интересам Советского Союза деятельность, порождает тревогу Советского Правительства и опасения в отношении успешного развития дружественных и добрососедских отношений между Советским Союзом и Афганистаном. Враждебная Советскому Союзу и самому Афганистану деятельность немецких и итальянских фашистских групп на территории Афганистана приобрела особенно вызывающий характер с момента нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Работающие в военном министерстве и в министерстве общественных работ Афганистана агенты гитлеровской Германии, вроде Шенка, Фишера, Венгера, Кнерлейн и др., а также агенты, выступающие в роли коммерсантов, вроде Гильхаммера, Спауде, Лауфеберга, за последнее время особенно усилили свою подрывную работу по организации террористических и диверсионных банд. Эти банды нападали на советские пограничные посты, пытались перебрасывать гитлеровских агентов в советские республики Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.
Наряду с немцами подрывной деятельностью в Афганистане занимались также и итальянцы.
От имени Советского Правительства посол СССР заявил, что преступная деятельность германской и итальянской агентуры, к сожалению, не встречает должного отпора со стороны афганского правительства. Посол напомнил, что подписанный 24 июня 1931 г. договор между СССР и Афганистаном о нейтралитете и взаимном ненападении предусматривает, что «договаривающиеся стороны не допустят и будут препятствовать на своей территории организации и деятельности группировок, а также будут препятствовать деятельности отдельных лип, которые вредили бы другой договаривающейся стороне».
Исходя из сказанного, Советское Правительство сочло необходимым рекомендовать афганскому правительству, чтобы в ближайшее время все члены немецкой к итальянской колоний покинули Афганистан и чтобы деятельность германской и итальянской миссий в Афганистане была взята под соответствующее наблюдение с тем, чтобы устранить возможность проявления каких-либо вражеских действий как по отношению к Афганистану, так и по отношению к Советскому Союзу.
Сделанное послом СССР заявление было рассмотрено правительством и парламентской комиссией Афганистана. 16 октября министр иностранных дел Афганистана сообщил послу СССР в Кабуле, что правительство Афганистана, «исходя из дружественных отношений, существующих между Афганистаном и СССР, и желая еще раз показать Советскому Правительству, что дружба Афганистана к его соседям и, в частности, к СССР является искренней, решило принять совет правительства СССР и удалить из Афганистана немцев и итальянцев».
Одновременно по этому же вопросу посланник Великобритании в Кабуле сделал афганскому правительству соответствующее заявление от имени своего правительства.
По полученным нами сведениям, 29 и 30 октября начался от'езд немцев и итальянцев из Афганистана.
Таково существо вопроса о советско-афганских отношениях.