Река Ш. Мост, еще несколько дней тому назад соединявший оба берега, взорван. Вблизи него отважные саперы под непрерывным огнем противника построили новый мост. Совсем недавно здесь был густо населенный городок. Сотни домов стояли но обеим сторонах дороги. Сейчас от них остались только разрушенные кирпичные печи. Поспешно отступая, фашистские изверги сожгли город.
За деревней, уткнувшись в песок, лежит немецкий грузовой автомобиль. Части Красной Армии, преследуя противника по пятам, не дали возможности фашистам увезти его. К кузову автомашины прибит ящик, в который грабители запихали украденные в крестьянских избах полотно, скатерти и постельное белье. Как профессиональные бандиты, ходили фашистские вояки от избы к избе, забирая все, что попадалось под руку. Они ничем не брезгали. В разрушенном детском санатории на одной из постелей лежит шинель фашистского офицера. В нее завернуты стиранные детские простыни, ветхое шерстяное платьице и настольные часы 2-го Госчасзавода.
На обочине дороги за селом П. лежит разбитый фашистский танк. Метко пущенный снаряд своротил башню, снес броню, уничтожил мотор. Недалеко лежит еще один разбитый танк противника, за ним другой, третий. Чем ближе к району С., из которого наши части вышибли противника, тем больше здесь встречается разбитых фашистских машин и мотоциклов. Во многих местах лежат брошенные противотанковые пушки, неиспользованные снаряды, всякие технические материалы. Все носит на себе следы бегства. Район С. очищен от врагов. Жители его, с приближением фашистов бежавшие в леса, возвращаются на старые места.
– Мы знали, – говорит колхозник Петр Сидоров, – что недолго фашистам удастся здесь задержаться, и не уходили далеко от своих родных мест.
Петр Сидоров рассказывает о том, как он и его товарищи, вооружившись винтовками и гранатами, в течение нескольких дней много раз нападали на фашистский тыл. Дважды им удалось разгромить группы, подвозившие горючее.
Рядом с тов. Сидоровым стоит молодая девушка. Голова ее перевязана, в руках немецкая винтовка.
– Фашистские солдаты хотели увести ее, – говорит т. Сидоров, – но она сумела скрыться, прихватив с собой трофей – винтовку. Не желая упустить добычу, фашисты стали стрелять по ней и ранили ее в голову. И все-таки она от них убежала!..
Недалеко от центральной площади города в канаве лежит обезглавленный труп старика-крестьянина. Нам рассказали историю его гибели. Двое сыновей этого колхозника ушли в Красную Армию защищать свою родину, свою честь. В доме остался старик. Когда фашистские изверги ворвались в город, они вытолкали старика на улицу и стали издеваться над ним, потребовали, чтобы он целовал их сапоги. Старик наотрез отказался. Прямо и гордо смотрел он в глаза своим палачам. Тогда они начали колоть его кинжалом, но и это не могло сломить советского человека. Фашисты бросились на безоружного, беспомощного старика и отрубили ему голову.
Лютой ненавистью к фашистским убийцам закипает сердце, когда смотришь на трупы двух 14-летних девочек. Никогда не забудет советский народ и не простит трижды проклятым фашистам их преступлений!
– Вся страна, – говорит колхозник Владимир Власов, – будет биться с фашистскими гадами до тех пор, пока они не будут стерты с лица земли. Мы заставим их кровью расплатиться за все злодеяния.
В одном из разрушенных домов вернувшиеся колхозники нашли спрятавшегося там немецкого солдата. На предварительном допросе, который был учинен тут же среди подожженных бежавшими немцами строений, он сказал, что давно уже собирался добровольно перейти на нашу сторону. Звать его Людвиг Маркс. Ему 29 лет. Его часть стояла в Норвегии, откуда ее доставили на советскую границу.
– Я знаю, – рассказывает Людвиг Маркс, – в нашей части около 50 солдат, которые так же, как и я, не хотят воевать против Советского Союза. и только ждут случая, чтобы сдаться в плен.
Возвращаясь в свои села, колхозники с глубоким волнением выслушивают рассказы командиров и бойцов Н-ской орденоносной части о героических подвигах красных воинов, выбивших врага из района С.
Успех боев в районе С., где враг дрогнул и начал откатываться, решило умелое взаимодействие пехоты и артиллерии. С большим военным мастерством действовало артиллерийское подразделение, которым командует старший лейтенант тов. Волчанский. Прямой наводкой било оно по фашистским танкам и моторизованной пехоте. Там, куда попадал снаряд, выпущенный бойцами Волчанского, замирал разбитый вдребезги вражеский танк, обливаясь кровью, падали фашистские мотоциклисты. И, когда наша пехота поднялась из-за своих укрытий и двинулась в атаку, артиллеристы старшего лейтенанта тов. Волчанского обеспечили ее продвижение вперед.
Желая взять реванш, фашисты перебросили свою лучшую мотомеханизированную часть в район деревни Б. Здесь было тихо и, казалось, ничто не могло воспрепятствовать продвижению вражеских бронемашин. По как только они вышли на опушку леса, по ним с огромной силой стало бить артиллерийское подразделение, которым командует тов. Степанов. Заметались фашистские машины. Они попытались было броситься назад, но не успели: их уничтожил сокрушительный огонь советских артиллеристов.
Бои в этом районе продолжаются, враг катится назад.