– Есть работа! – крикнул Тотмин и полез в кабину.
Боевая машина пронеслась над зеленым полем и пошла в высоту.
Восемь фашистских бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождении двух истребителей «Мессершмитт-109» уже достигли границы аэродрома и стали заходить на бомбометание.
Противник действовал спокойно, не видя никаких препятствий на своем пути. И вдруг сзади по фашистским бомбардировщикам ударил огненный ливень. Плоскости одного «Юнкерса» задымились.
Тотмин решил добить врага, но в это время почувствовал, как по спинке его сиденья застучали пули. Старшина резко развернул свою машину и бросился в схватку с двумя «Меесершмиттами».
Решительный маневр подействовал. Один из вражеских летчиков уклонился от боя и кинулся вслед за уходившими бомбардировщиками.
Второму бандиту уйти не удалось.
Тотмин положил свой самолет в глубокий вираж. Немец сделал то же. Образовался замкнутый круг, по которому ходили две машины. Тотмин неотступно следовал за фашистским самолетом, все больше приближаясь к нему. Враг пошел на новый маневр – стал на боевой разворот с набором высоты. Тотмин бросил свою машину вслед за «Мессершмиттом». Когда расстояние опять стало сокращаться, фашистский летчик начал атаку.
Тотмин быстро развернулся и пошел врагу в лоб.
Самолеты сближались. Между ними оставалось каких-нибудь 200 метров.
«Первым не сверну, – подумал старшина, – врежусь и докажу, что советские люди презирают смерть».
Когда просвет между истребителями сократился до нескольких метров, немец резко накренил машину влево.
– Не выдержал, вояка! – процедил Тотмин сквозь зубы и в тот же миг принял смелое решение: накренил самолет в обратную сторону, и плоскость его, как ножом, срезала плоскость машины врага.
Ястребок вздрогнул. Герой-летчик оглянулся и увидел, что фашист, кувыркаясь и штопоря, падает на землю.
Самолет Тотмина стал крениться в сторону. Летчик прилагал все усилия, чтобы вывести его из штопора, но ничего не выходило. Тогда Тотмин выдернул кольцо парашюта и открыл ранец. Он сделал попытку вылезть из кабины, но поток воздуха зажал его в угол.
Летчик собрал последние силы, уперся ногами и руками и оторвался от истребителя. Струя воздуха подхватила шелковый купол, бросила его вверх и вырвала Тотмина из кабины.
Все это произошло в сорока метрах от земли. Еще не успевший хорошо наполниться парашют опустил героя-летчика на траву, недалеко от того места, где валялись обломки вражеского вылета.