ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
СССР
26.3.2023
Россия
к списку
Листовки действуют...
Ежедневно наши самолеты и наземная разведка забрасывают в тыл врага сотни тысяч листовок, обращенных к солдатам. Многие из листовок являются пропусками для перехода на нашу сторону. Фашистское командование боится этих листовок, как огня. Ему прекрасно известно, что листовки пользуются популярностью среди солдат.

Несмотря на огромный риск, солдаты подбирают эти листовки и прячут у себя. О том, как действуют слова правды на сознание немецких солдат, лучше всего свидетельствуют факты последних дней.

16 июля на нашу сторону с пропуском-листовкой перешел солдат 2-й роты, 8-го мотострелкового батальона, 8-й дивизии Гельмут Маркус. Ему 19 лет, он сын плотника из Дуйсбурга. Вот что рассказывает он об обстоятельствах своего перехода на нашу сторону:

– В лесу было разбросано много советских листовок. Я поднял листовку с пропуском на опушке леса. Видел, как еще 3–4 человека тоже подняли листовки. Вообще их собирало много солдат. Прочитав листовку, я спрятался во ржи и пролежал три дня, пока не подошли красноармейцы. Я пред'явил им листовку-пропуск, и они доставили меня в штаб.

Перебежчик рассказал, что настроение у солдат плохое, много убитых и раненых. В районе Двинска батальон потерял до 60 проц. своего состава. Хотя батальон получил пополнение, потери не уменьшились. 13 и 14 толя вторая рота потеряла много людей. Из оставшихся 50 человек 10 было убито и 20 ранено. Пополнения же было дано всего 15 человек.

– Среди некоторых солдат, – говорит Маркус, – сильно стремление «подождать случая и перейти на сторону Красной армии».

21 июля с пропуском-листовкой также перешел на нашу сторону ефрейтор 3-й роты, 3-го полка, 1-й дивизии моторизованной пехоты Гельмут Кердель.

Кердель – сын портного из Данцига, в армии служит с июля 1939 года. Был в Польше, потом во Франции. Кердель сообщил, что настроение у германских солдат за последнее время значительно ухудшилось в связи с большими потерями.

– По сравнению с этой войной, войны в Польше и во Франции, – говорит Кердель, – были просто маневрами. На 120 человек потери в роте составили 52 человека. За время войны с Россией у нас уже третий командир роты, первые два убиты. Командир дивизии генерал-лейтенант Айке был тяжело ранен...

Кердель говорит, что, решив не сражаться с Красной армией, он спрятал найденный пропуск с листовкой и при удобном случае сдался в плен.

Часто листовки находят у захваченных в плен солдат. Так, например, у пленного ефрейтора 3-го дивизиона, 3-й батареи, 21-го артиллерийского полка Франца Керна, взятого в плен 21 июля, найдена наша листовка с пропуском, которую он подобрал в районе Шауляй и спрятал при себе. Он уже прочитал выступление товарища Сталина. В письме убитого обер-ефрейтора Пауля Штрук также найден наш пропуск-листовка.

Военнопленные заявляют, что наши листовки и пропуска охотно читаются немецкими солдатами. Переходить же с нашими пропусками на сторону Красной армии не всегда удается, так как во время боя под огнем перебежать трудно, а после боя за каждым шагом солдата следит офицер.

И, все-таки, несмотря на эту слежку, количество перебежчиков растет с каждым днем. Листовки действуют...

^