Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
16.10.2019 — Россия
вернуться к списку
Слава соколам сталинской авиации!
Летчики-соколы Советской страны, крылатые бойцы Красной Армии всегда пользовались особой любовью трудящихся Советского Союза. Советское правительство, большевистская партия, товарищ Сталин предвидели исключительное значение авиации в обороне страны и долгие годы настойчиво и последовательно создавали могучую советскую воздушную армаду. Со времени гражданской войны, когда первые советские пилоты на захваченных у врага «летающих гробах», на перевязанных бечевками первобытных и кажущихся сейчас фантастическими машинах учились без промаха бить врага, – с этих легендарных времен советские летчики год за годом радовали свой народ все новыми успехами.

Советский Военно-Воздушный Флот строился, развивался, рос, как молодой богатырь, буквально на наших глазах. Заботами партии и правительства создавались новые, все более совершенные машины, вырастали авиационные заводы, воспитывались многочисленные кадры пилотов. Страна окрылялась, у нее вырастали мощные, надежные крылья для свершения великих и славных дел. И в бескрайний воздушный океан улетали сталинские птенцы – они забирались в далекие широты Арктики, опоясывали мир удивительными перелетами, соединяли одним воздушным прыжком материки, героически спасали челюскинцев, побивали мировые рекорды дальности, высоты, продолжительности полетов. Они дали стране многих героев, чьи имена с гордостью повторяет каждый советский патриот. Восхищая мир своими подвигами, советские соколы готовили себя к еще более высоким боевым подвигам на службе родине в минуту, когда ей будет грозить опасность. Всякий раз, когда те или иные соседи пытались прощупать силу Советской страны, первой мчалась в бой соколиная сталинская стая.

И сейчас, когда коварный и злобным враг напал на советскую землю, – на этот раз не для того, чтобы «прощупать», а для того, чтоб захватить и разорить наш дом; когда вражья сила вторглась в наши пределы, – на встречу с врагом пошла наша грозная воздушная рать.

С первого дня войны советская авиация ведет непрерывный, ни на час не утихающий бой с врагом. Охраняя наши города, налетая на фашистские орды, действуя совместно с наземными и морскими силами, перехватывая неприятельские бомбардировщики, громя вражеские базы, аэродромы, тылы, истребляя немецкие самолеты в воздухе и немецкие полки с воздуха, сражаясь с танками и пехотой, подавляя артиллерию, – во всех многообразных способах борьбы, на которую способна авиация, – советские летчики проявляют чудеса храбрости. Разведчики, истребители, бомбардировщики, скоростные, пикирующие, дальнего действия, любимые советским народом «Катюши» и «ястребки», «чайки» в самых сложных условиях, в самых трудных обстоятельствах безотказно выполняют боевые задания командования.

Замечательные советские машины ведут в бой бесстрашные советские пилоты, люди сталинской выучки, люди чкаловской хватки. Всегда вызывавшие восторг своим блестящим летным мастерством, виртуозным владением техникой боя и более всего – своим мужеством, не знающей предела храбростью и самоотверженностью, эти чудесные советские патриоты показали за две недели воины образцы подвигов беспримерных. И сегодня среди героев отечественной войны трудящиеся СССР видят своих любимых соколов, которые первыми отмечены высокой правительственной наградой. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу, геройство, доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчикам С. И. Здоровцеву, М. П. Жукову, П. Т. Харитонову звание Героя Советского Союза и 83 летчиков, техников, воздушных стрелков и красноармейцев наградил орденами Советской страны. Имена этих сталинских соколов открывают замечательный список героев великой отечественной войны, который навсегда останется в благодарной памяти современников и потомков и войдет золотой страницей в историю советского государства.

Что могут рассказать о подвигах их героев скупые, сжатые строки фронтовых донесений? Командир звена младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев вел затяжной бой с бомбардировщиками противника, пытавшимися прорваться к важному военному об'екту. Умело маневрируя, он осыпал врага градом пуль, пока не иссякли все патроны. Летчик-истребитель не мог упустить нагруженную бомбами вражескую машину. Тогда воздушный боец Здоровцев смело ринулся на врага страшным, неотвратимым тараном. Он мчался на отмеченную свастикой машину, чтоб своим самолетом, своим телом пронзить ее насквозь, уничтожить врага, не щадя своей собственной жизни. Только уверенность в своем мастерстве, только безотказная точность боевого искусства могли дать шанс не просто победить, но и увидеть себя победителем. И мастерство не изменило Здоровцеву в эту напряженную минуту. Немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88» вместе с экипажем был уничтожен. Здоровцев остался невредим.

Почти в такой же обстановке вел воздушный бой летчик-комсомолец младший лейтенант Петр Тимофеевич Харитонов. Исчерпав боевые средства, он также не вышел из боя. Стремительной атакой бросившись на вражеский бомбардировщик, Харитонов отрубил у него рули винтом своей машины. Фашистский самолет рухнул на землю. Харитонов благополучно приземлился на своем аэродроме.

Из той же славной стаи бесстрашных сыновей крылатого народа командир эскадрильи, старший лейтенант Николаи Васильевич Терехин. За две недели войны он сделал десятки боевых вылетов, неизменно возвращаясь победителем. Однажды, перехватив группу немецких бомбардировщиков, Терехин атакует ближайший из них, выстрелом в упор убивает вражеского стрелка-радиста, короткой очередью валит загоревшийся бомбардировщик на землю. Но впереди удирают еще две вражеских машины. Преследуя их, Терехин расстреливает все патроны и бросается тараном на второй бомбардировщик. Точным ударом он отрубает хвост, и бомбардировщик срывается вниз. Истребитель поврежден, а впереди третий, последний бомбардировщик. Терехин и на него идет тараном, отстегивая на ходу ремни и открывая борт кабины. Машина врезается в машину, обо валятся вниз, но Терехин успевает выпрыгнуть и раскрыть парашют. Приземляясь, он видит двух спасшихся немецких парашютистов. Продолжая преследовать их на земле, Терехин пригоняет их прямо в руки красноармейцев.

Можно без конца рассказывать о подвигах советских пилотов, не знающих страха, .усталости и пощады врагу. Под огнем зенитных батарей они бомбит аэродромы, базы, коммуникации, военные об'екты врага, забрасывают снарядами вражеские танки, с бреющего полета поливают свинцом неприятельскую пехоту. Но лучше всего об их подвигах рассказывают сухие цифры подсчетов, ежедневно приводимые в сообщениях Советского Информбюро. За год и десять месяцев войны немцы потеряли 4.500 самолетов. А за первые же восемь дней войны против Советского Союза немцы потеряли 1.500 самолетов. Каждый новый день войны прибавляет к этому счету десятки сбитых фашистских машин. Этот счет – результат величайшей смелости, отваги, бесстрашия советских пилотов.

Недаром уже отмечалось, что там, где появляются наши истребители, господство в воздухе на поле боя быстро переходит к нам. И недаром иностранные военные специалисты с особым уважением пишут о действиях советской авиации. Авиационный обозреватель английского агентства Рейтер пишет: «Воздушный флот России очень велик. Отважные и сильные духом русские летчики способны перенести даже очень большие лишения. Поддержка авиацией сухопутных войск, которой за последние годы уделялось столько внимания, сейчас советской авиацией осуществляется на практике. Для этой цели в ее составе имеется большое число хороших самолетов».

Своими умелыми, храбрыми и беззаветно преданными народу пилотами по праву гордится вся Советская страна. С огромной радостью называет она имена первых героев отечественной войны, открывающих славный список сынов советского народа, своей отвагой и доблестью несущих гибель врагу и славу советскому оружию.

// Известия № 160 (7536) от 9 июля 1941 г.
Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^