Наиболее прочно фашисты укрепили высоту Открытая. Она позволяла наблюдать до опушки леса Северный и прикрывать расположенными на ней огневыми средствами обе дороги. Немецкие подразделения располагались в обороне отдельными очагами. Группы стрелков, вооруженных автоматическим оружием, перемешивались с минометами, противотанковыми орудиями и станковыми пулеметами, составляя таким образом узлы и центры сопротивления. Они размещались в танконедоступных районах, в каменных строениях. Танки прятались в сараи. Некоторые фашистские мародеры нарядились под местных жителей, особенно в тех группах, которые располагались в населенных пунктах. Очевидно, этот маскарад был придуман немцами для того, чтобы, не вызывая особых подозрений, скорее проникать в наш тыл и вести там разведку. Но враг просчитался. Красноармейцы быстро разгадали вражескую уловку и парализовали ее.
Танковая часть, которой я командую, получила задачу: совместно с пехотой и при поддержке артиллерии окружить и уничтожить врага. Предварительно. была организована разведка, в которой приняли участие танкисты и пехотинцы. От стрелковых подразделений высылались усиленные разведывательные дозоры, велось командирское наблюдение. Лично я выслал в разведку два взвода танков. Они действовали в различных направлениях. Танкисты проникли в глубину расположения врага, наблюдением и боем уточнили места его гнезд сопротивления. Благодаря этому у меня к началу наступления были довольно подробные сведения о фашистских силах, а равно и местности предстоящих действий. Разведка установила, что все дороги до моста простреливаются неприятельской артиллерией. Разведкой же удалось уточнить фланги вражеской обороны.
Было решено часть танковых подразделений направить севернее шоссейной дороги с целью уничтожения вражеских огневых точек на высоте Открытая. Основной же удар наносился по правому флангу фашистов. Действующие здесь танковые подразделения получили задачу – атаковать неприятеля в роще Густая, а затем отбросить его к реке В., где и уничтожить, опираясь на поддержку правой группы танков. Обе танковые группы должны были действовать совместно с пехотными подразделениями.
После непродолжительной, но интенсивной артиллерийской подготовки танки двинулись в атаку. Немцы открыли артиллерийский и минометный огонь. Однако шедшие впереди наши мощные машины без потерь ворвались в расположение врага. Здесь мы еще раз столкнулись с гнусными фашистскими методами ведения боя. Фашисты, переодетые в украденное у колхозников гражданское платье и женские одежды, прячась за домами, сараями, и заборами, пытались гранатами подорвать советские машины. Танкисты дали достойный отпор коварному врагу. Один танк, ворвавшись в группу переодетых фашистов численностью в 40–50 человек, полностью уничтожил всех бандитов.
Замаскированные в сараях фашистские танки вначале не вступали в бой. И только когда наши машины, расстреливая и давя гусеницами пехоту и минометные группы врага, проникали в глубину его обороны, эти танки открывали сзади огонь.
Особые трудности для наших танков заключались в том, что фашисты располагались отдельными мелкими, хорошо замаскированными группами в лесу и в населенных пунктах. Каждому танку приходилось сворачивать вправо и влево, возвращаться назад и вновь продвигаться вперед, уничтожая обнаружившие себя фашистские группы.
Открытая местность в районе северней дороги, хорошо пристрелянная вражеской артиллерией, затрудняла наступление. Если бы танки наступали здесь прямолинейно, следуя друг за другом эшелонами, они несомненно несли бы крупные потери. Учитывая обстановку, было принято решение действовать отдельными группами, меняя направление движения и тщательно используя все складки местности. Такой метод дал благоприятные результаты. Особенно удачно действовало подразделение лейтенанта Когана. Его машины скрытно, без потерь ворвались в расположение обороны и проникли далеко в тыл врага, уничтожив много огневых точек.
В ходе боя обнаружилось, что наша левая группа продвигается значительно успешнее, чем правая. Поэтому я решил произвести перегруппировку и еще более усилить свою левую группу, обходящую фланг врага. Перегруппировка не замедлила сказаться. Фашисты стали постепенно отходить из рощи Густая в северном направлении. Подошедшая наша пехота уничтожала группы врага, продолжавшие оказывать сопротивление. Вскоре были вынуждены замолчать все его огневые точки. Фашисты поспешно отступали за реку В.
Мы уничтожили в этом бою четыре артиллерийских и четыре минометных батареи немцев, роту танков и много ручных и станковых пулеметов. Сотни фашистских трупов остались на поле боя. Правильный выбор направления главного удара, мужество, с которым дрались советские танкисты, решили успех боя. Вклинившаяся в наш тыл группа фашистских войск была уничтожена.
Особое значение разгрома вражеского отряда заключается в том, что фашистское командование лишилось хорошо подготовленного для обороны района, куда оно намеревалось перебросить крупные силы. Цель такого маневра заключалась в том, чтобы отрезать наш крупный железнодорожный узел. Именно сюда и стремилась проникнуть 5-я немецкая пехотная дивизия. Рассчитывая, что, достигнув района города N, она сможет опереться на укрепившийся вблизи него воздушный десант и моторизованный отряд, немецкая дивизия устремилась в прорыв. Однако расчеты фашистов не оправдались. К этому времени немецкий отряд уже был уничтожен. Части нашего энского соединения окружили дивизию. Не выдержав энергичных ударов советских войск, немцы были вынуждены перейти к обороне. К концу вторых суток боя наша авиация и танки полностью подавили вражеские артиллерийские батареи и пулеметные гнезда. Пехота завершила уничтожение фашистов. По далеко неполным данным 4000 немецких солдат и офицеров было убито. Враг оставил на поле боя 3500 раненых. Нам достались огромные военные трофеи. Так была уничтожена одна из лучших дивизий германской армии.
Этот бой, несомненно, представляет большой интерес. Он должен быть изучен всесторонне. Попытаемся сделать некоторые выводы о действиях танков против неприятеля, прорвавшегося в тыл.
Опыт описанного нами боя показывает, что если оборона врага имеет открытые фланги, то именно в направлении этих флангов и выгоднее всего наносить удары, действуя одновременно и фронтально. Направляя удар во фланг, необходимо одновременно позаботиться и о прикрытии своего фланга. С этой целью нами выделялись танковые взводы. Хорошо, если их действия сочетаются с действиями пехотных подразделений, выделенных с той же целью.
Нам кажется далее, что, наступая на врага, поспешно перешедшего к обороне, не следует строить танки в крупные эшелоны. Такой порядок затрудняет маневрирование, он громоздок при использовании для движения складок местности. Целесообразнее, пожалуй, действовать небольшими группами. Группы направляются во фланг, устремляются в тыл и парализуют весь боевой порядок врага.
Бой показал, что двигаться прямолинейно, значит длительное время находиться под огнем врага. Правильно действовали подразделения, которые умело использовали при движении местность: передвигались по лощинкам, за высотками, прикрывались местными предметами, неожиданно появляясь из-за них и стремительно нападая на врага.
Выгоды действий в подобной обстановке мелкими подразделениями танков вытекают и из расположения обороны врага. Располагаясь на широком фронте, враг не в силах иметь плотной обороны, его огневые средства и живая сила разбросаны отдельными очагами. Значит, нужно так построить боевой порядок танков, чтобы он был наиболее гибким, способным быстро и одновременно уничтожить как можно больше вражеских узлов сопротивления. Подобному требованию отвечают действия танков по группам силою до взвода.
Наконец, несколько слов о разведке. Перед боем разведка была организована неплохо, она помогла уяснить расположение врага, добыла нужные сведения. Но этих сведений было бы значительно больше, если бы удалось до конца осуществить взаимодействие между разведками различных родов войск. Речь идет не только об обмене полученными сведениями, но и о заблаговременном четком планировании разведки. Командир общевойскового штаба, составляющий план разведки, должен определить, какие сведения потребуются о противнике. При этом он учитывает разведывательные мероприятия всех родов войск, действующих на одном направлении. Только тогда можно хорошо изучить местность и расположение неприятеля.
Таковы некоторые выводы из этих боев, в результате которых была разгромлена 5-я немецкая пехотная дивизия.