Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
21.8.2019 — Россия
вернуться к списку
Как был разрушен Черноводский мост
В вечернем сообщении Советского Информбюро от 11 августа и в утреннем сообщении от 13 августа отмечено, что наши летчики разрушили одно из крупнейших мостовых сооружений в мире – Черноводский железнодорожный мост через Дунай, в 60 километрах западнее порта Констанца (Румыния).

Ниже мы печатаем некоторые дополнительные подробности этой блестящей боевой операции со слов ее участников – лейтенанта Евдокимова и других летчиков, с которыми после их возвращения беседовал корреспондент «Известий».

* * *

На аэродром легли длинные тени – садилось солнце. На самолете лейтенанта Евдокимова заканчивались последние приготовления к боевому вылету. Перед тем, как люди заняли свои места в кабинах, командир экипажа еще раз переспросил, ясна ли задача. Все ответили утвердительно.

Бомбардировщик вырулил на старт. Вскоре, несмотря на груз тяжелых бомб, он легко оторвался от земли и быстро скрылся из виду. Евдокимовскому экипажу предстояло нанести первый удар по Черноводскому железнодорожному мосту через Дунай – об'екту, имевшему для румыно-немецких фашистов очень большое значение.

Когда самолет подходил к территории противника, начало смеркаться. Однако даже с большой высоты отчетливо был виден румынский берег. Дальше полет продолжался над сушей.

– Через десять минут цель, – доложил штурман Журавлев.

Евдокимов убрал газ и на приглушенных моторах стал снижаться на высоту бомбометания. Незамеченный противником, советский бомбардировщик лег на боевой курс.

Мост под прицелом. Вниз полетела серия бомб огромной разрушительной силы. Пламя взрывов осветило мостовые фермы.

Стрелок-радист Анищенко, отчетливо видевший прямое попадание бомб с своего самолета, передает, что в момент взрыва воздушной волной бомбардировщик болтнуло. В воздух взлетали мостовые сооружения.

– Обратно мы летели, – рассказывает т. Евдокимов, – в отличнейшем настроении. Было весело от сознания, что фашистам нанесен крепкий урон.

Лишь тогда, когда загрохотали оглушительные взрывы, по советскому бомбардировщику стали бить наугад зенитки противника. Ни один прожектор не сделал даже попытки осветить ночное небо.

К берегу наш бомбардировщик подошел на бреющем полете. Стрелки-радисты Тупиков и Анищенко увидели, как при свете слабо мерцавших фонарей шла погрузка транспорта. По новой цели был открыт эффективный огонь.

Вслед за Евдокимовым повел свой самолет по знакомому курсу летчик Попков. Штурман бомбардировщика т. Клюшкин точно проложил курс. Луна, отражаясь в Дунае, помогала советским летчикам ориентироваться. Вспыхнул и тут же погас луч прожектора.

– Видели? – спросил Попков. – Поджидают!

Вражеские зенитки стали стрелять залпами. Но снаряды все время рвались позади самолета.

Вот и знакомые характерные изгибы берега Дуная – место, где проходят Черноводский железнодорожный мост. Приглушив мотор, т. Попков стал снижаться. С каждым кругом все ясней и ясней проступала цель. На поверхности реки, ярко освещенной луною, мост лежал темной лентой.

Развернувшись на боевой курс, сбросили бомбы. Штурман еще до того, как нажать кнопку бомбосбрасывателя, предупредил стрелка-радиста Смирнова:

– Тебе видней, наблюдай за разрывами.

Бомбы коверкали мост, рушились фермы.

– Следи за воздухом, – предупредил Попков, увидев, что в воздух поднялись немецкие истребители.

Штурман был уже свободен и бросился к пулеметам.

Маскируясь, в облаках, советский бомбардировщик спускался все ниже и ниже. Так оно было спокойнее, потому что исключалась возможность нападения вражеских истребителей снизу. Но «Хейнкели» уже успели потерять из виду краснозвездную машину, и спустя немного времени т. Попков благополучно сел на своем аэродроме.

На рассвете группа самолетов под командованием старшего лейтенанта Ковалева стартовала на Румынию.

Незамеченными подошли к цели. Мост затянули облака, и было решено бомбить его с горизонтального полета. Все расчеты для этого предусмотрительно сделал штурман капитан Литвиненко.

Ориентируясь по неприкрытому облаками краю моста, т. Литвиненко прицелился и сбросил свою серию бомб. По ведущему стали бомбить мост и с остальных самолетов.

Когда разворачивались на обратный курс, первым заметил огонь пожарища стрелок-радист Аратюнов.

– Мост горит! – торжествующе сообщил он командиру.

– Я увидел, – рассказывает т. Литвиненко, – как поднялись к небу густые клубы черного дыма.

Группе пикировщиков под командованием т. Ковалева удалось также зажечь и уничтожить нефтепровод, проходивший под настилом моста.

Фашистские истребители вовсе не показывались на этот раз. Дали несколько неудачных залпов только зенитки противника.

Завершила воздушный удар группа советских пикировщиков под командованием т. Переверзева.

Операцией по разрушению румынского железнодорожного моста через реку Дунай около станции Черновода руководил дважды орденоносец т. Шубиков.

* * *

Одновременно с налетом на мост через Дунай советские бомбардировщики нанесли мощный удар по кораблям противника в порту Констанца.

В успехе всей воздушной операции немалую роль сыграла группа самолетов под командованием майора Куликова. Она приняла на себя огонь вражеских зениток и фашистских истребителей, обеспечив этим внезапность удара по железнодорожному мосту.

Фашисты открыли ураганный зенитный огонь. Но наши летчики твердо вели самолеты на цель. Под плоскостями машин показались вражеские корабли, стоявшие в порту Констанца. Штурман нажал кнопки бомбосбрасывателя, и вниз полетели тяжелые бомбы.

На машине лейтенанта Чеснокова зенитным огнем повредило бензопровод. Однако мужественный летчик продолжал держать свою машину в тесной группе бомбардировщиков.

Наши попадания были исключительно точные. Многие бомбы взорвались непосредственно на вражеских кораблях.

Сбросив весь бомбовый груз, самолеты повернули на обратный курс и благополучно, без потерь вышли из зоны огня.

Новейшие немецкие истребители «Хейнкель-113» набросились на звено под командованием лейтенанта Аккуратова, но мощным огнем наши стрелки-радисты разогнали врагов.

Один из «Хейнкелей» вспыхнул, задымил и стал терять высоту. Остальные вражеские истребители налетели с еще большим ожесточением. Особенно стремились они отбить машину лейтенанта Чеснокова, которая шла на одном моторе. Советские летчики не оставляли товарища. Плотно пристроившись к подстреленной машине, они вели по истребителям ураганный огонь.

Наши летчики были уже далеко, и фашисты, видя тщетность своих усилий, оставили группу майора Куликова.

Командир звена Аккуратов проводил машину Чеснокова до ближайшего советского аэродрома. Остальные самолеты направились на свой аэродром.

13 августа. (По телефону)
// Известия № 191 (7567) от 14 августа 1941 г.
Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^