Cейчас сайту очень нужна ВАША поддержка! Просим вас помочь сайту деньгами.
ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
12.11.2019 — Россия
вернуться к списку
Боевой опыт советской штурмовой авиации
Эта машина рождалась у меня на глазах. Ее создал советский инженер С. Ильюшин. Коллектив испытателей продолжил работу конструктора и сообщил самолету новые ценные данные. И вот самолет на фронте. Им вооружен наш полк.

За короткое время мы уже приобрели немалый боевой опыт. Чему он учит?

Внезапность атаки – первостепенное качество штурмовиков. Чтобы внезапно напасть на врага, надо вовремя добыть исчерпывающие сведения о нем. Это значит, разведку надо поручить человеку, способному не только в совершенстве пилотировать самолет, но и оперативно действовать, отлично читать карту. Безупречно владеет этими данными наш разведчик, капитан Н. Шеварев. Рассматривая цель, он умеет подметить ее наиболее типичные черты и при возвращении на базу так рассказать обо всем этом летчикам, чтобы те представляли себе все ясно и отчетливо, как будто сами были в полете и наблюдали за целью. Во время одного из своих полетов капитан Шеварев добыл ценные сведения о месторасположении крупных танковых частей.

– В местечке Н., – об'яснил он летчикам, – мною замечены четыре правильных квадрата. Окраска их темно-коричневая. Расположились они один за другим. На западе от них лежит русло реки. Это германские танки.

Получив такое сообщение, девятка наших штурмовиков покинула аэродром. Четыре квадрата были найдены быстро. Наши штурмовики обрушили на них всю мощь своего огня.

Благодаря точной работе нашей разведки мы всегда имеем необходимый материал о враге. Обычно свои главные удары сосредоточиваем на немецких переправах, аэродромах и мотомехчастях.

Вот некоторые особенности подхода к цели и бомбометания по танкам. Чтобы осуществить внезапный и разящий удар, несколько наших самолетов покидали аэродром почти одновременно, причем подчас так, чтобы можно было, не разворачиваясь, оказаться на пути к цели. От нашей базы до атакуемого пункта мы обычно шли, близко прижавшись к земле, прячась в глубоких балках, в углублениях, образуемых реками, за полосками леса. Но вот самолеты подошли к танковой колонне. Как нанести ей наибольший урон? Наши наземные части совершают удар по танкам, предварительно устроив завал, приостановив движение колонны. Не располагая для создания завала такими же средствами, какие имеют пехотинцы, мы, однако, не отказываемся от самого принципа такой борьбы. Рассечь колонну танков на куски, поставить между идущими танками своеобразные барьеры из уничтоженных машин – это, в сущности, то же самое, что возвести завал.

Поэтому первый штурмовой самолет, атакующий колонну, бьет по цели, уничтожая каждый восьмой – десятый танк. Если эта операция выполнена успешно, движение колонны парализовано, и остальные штурмовики могут приступить к планомерному разгрому всей массы танков.

Следует отметить, что, опасаясь постоянных налетов советской авиации, немцы усиленно охраняют свои танки, одинаково и днем и ночью. Так было во время ночного налета звена наших штурмовиков на танковые части врага в районе местечка Н. Мы вылетели за два часа до рассвета. Звено вел я. В полете участвовали капитан Коробов и капитан Савченко. Луна хорошо освещала нам путь к цели. Ночь была настолько светла, что мы распознали правильные прямоугольники танков с высоты 400 метров. Враг встретил нас сильным пулеметным огнем еще на подходах к цели. Но все наши машины пробились к ней и разгромили фашистскую колонну.

Крупные операции наш полк провел по речным переправам. Нам следовало совершить удар по крупной группе немецких войск, приступившей к наведению переправы. Зная, насколько усердно немцы защищают подступы к местам сосредоточения своих сил, мы решили пойти на хитрость. Прежде чем послать к переправам штурмовики, мы отправили туда несколько легких скоростных машин. Как мы и ожидали, наши самолеты были встречены немецкими истребителями. Завязав воздушный бой, наши летчики незаметно увлекли стаю вражеских истребителей далеко в сторону. Занятые воздушным боем с нашими ястребками, немецкие летчики не заметили, как на пункт сосредоточения их наземных сил нагрянули советские штурмовики. Неожиданно атаковав врага, мы оставались над целью до тех пор, пока не израсходовали всего запаса огневых средств. Врагу был нанесен большой урон.

Как показал опыт, штурмовик является прекрасным средством для действий по базам вражеских самолетов. Будучи отлично вооружен, он, в силу своей сравнительно большой скорости и подвижности, может действовать быстро и оперативно осуществлять замысел командования.

Не прекращая своей основной деятельности по мотомехчастям, переправам, мы выполнили несколько удачных налетов на аэродромы. Успешный налет на аэродром однажды осуществило звено, возглавляемое капитаном Фатеевым. Звено точно прошло по маршруту, форсировало стену зенитного огня и пробилось к вражескому аэродрому. В момент, когда наши машины были над аэродромом, там находилось больше десятка самолетов «Мессершмитт-109 и «110». Штурмовики подожгли фашистские машины.

Иногда наш полк получал специальные задания, не совсем обычные для подразделений штурмовых самолетов. Так, например, однажды советская разведка обнаружила неподалеку от линии фронта штаб фашистско-немецких наземных войск. Перед нами была поставлена задача – поджечь помещение штаба и заодно подавить несколько артиллерийских точек, находящихся в этом районе. Когда наши самолеты подошли к штабу, вокруг него находились расположившиеся бивуаком подразделения вражеской пехоты. С первого же захода мы подожгли здание штаба и, развернувшись, ударили по скоплению живой силы. На обратном пути мы использовали остаток огневых средств для атаки против вражеской артиллерии.

Мы гордимся нашей новой машиной, обладающей большой силой огня, стремительной в бою, живучей, способной из самых жарких сражений выйти неуязвимой. Советские летчики штурмовой авиации, вооруженные опытом первых боев, усиливают свои удары по врагу.

Действующая армия
// Красная звезда № 190 (4945) от 14 августа 1941 г.
Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^