ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
СССР
14.8.2022
Россия
к списку
Румынская нефть под ударами советской авиации
Исключительно важное значение румынской нефти выявилось еще в годы первой империалистической войны.

Без румынской нефти, по мнению Ллойд-Джорджа, «центральные державы утратили бы наступательную способность окончательно, а их обороноспособность сократилась бы также в очень ощутительной степени».

«Германия, – указывает в военных мемуарах Ллойд-Джордж, – оказалась разбитой отчасти потому, что мы ввели в действие против нее нефтяные санкции».

Недостаток нефтепродуктов был одной из главных причин, заставивших германское командование форсировать наступление на Румынию. Недаром это наступление получило название «нефтяного похода». Овладев нефтяными источниками, германские власти пытались организовать бесперебойное снабжение армии румынской нефтью.

Однако, несмотря на все эти меры, за весь период оккупации было добыто, по немецким данным, всего только полтора миллиона тонн нефти. Вследствие транспортных затруднений из Румынии удалось вывезти лишь немногим более миллиона тонн.

Огромная потребность фашистской Германии в жидком топливе, недостаток собственных ресурсов натуральных и искусственных нефтепродуктов – все это резко усилило значение румынской нефти по сравнению с войной 1914–1918 гг.

Подготовляя новые захватнические войны, германский фашизм рассматривал румынские нефтепромысла как один из главных источников снабжения горючим. В начале 1941 г. орган Геринга – журнал «Фир'яресплан» – вынужден был признать, что бомбардировки английской авиацией германских предприятий синтетического топлива оказались весьма эффективными. Поэтому, писал журнал, румынскую нефть приходится рассматривать как один из основных источников снабжения Германии жидким топливом.

Каковы же нефтяные ресурсы Румынии и в какой мере они могут быть теперь использованы фашистской Германией?

В 1936 году в Румынии было добыто 8,7 млн. тонн нефти. Однако в последующие годы добыча систематически падала и в 1939 году равнялась всего 6,2 млн. тонн. Германия рассчитывала получать из Румынии от 4 до 5 миллионов тонн нефти ежегодно, что, по английским подсчетам, составляет примерно 30 процентов годовой потребности Германии в горючем во время войны. Основным районом добычи и переработки нефти является Плоешти. Около 90 проц. добываемой нефти перерабатывается на местных нефтеперегонных заводах. Внутреннее потребление нефтепродуктов составляет менее одной трети всей добычи, остальное количество вывозилось за границу.

В 1939 году было экспортировано 4,2 млн. тонн нефтепродуктов. 66 проц. всего экспорта было вывезено через единственный морской порт – Констанцу, 28 проц. – через Джуржу, остальная часть – через различные пограничные пункты. Кроме Черного моря в качестве основного водного пути для экспорта нефти использовался Дунай. Из наиболее крупных дунайских портов можно отметить Сулину, Браилу и Галац.

После начала англо-германской войны добыча и переработка нефти в Румынии значительно снизилась. По предварительным оценкам иностранной печати, в 1940 году было добыто 5,5 млн. тонн нефти. В 1941 г. добыча еще более снизилась. Так, за первые четыре месяца нынешнего года было добыто 1,6 млн. тонн против 2,1 млн. тонн за тот же период 1940 года.

Переработка нефти в 1941 году снизилась, надо полагать, в гораздо больших масштабах благодаря выводу из строя ряда нефтеперегонных заводов. Падение добычи и переработки нефти частично может быть об'яснено также недостатком квалифицированного персонала и дезорганизацией производственного аппарата. Свыше 50 проц. нефтяной промышленности прежде находилось в руках английских и французских компаний. После того, как Румыния фактически превратилась в вассала гитлеровской Германии английские и частично французские специалисты были изгнаны или арестованы румынскими властями. Кроме того, судя по отрывочным сведениям, во время восстания против генерала Антонеску в начале 1941 года были серьезно разрушены крупные нефтепроводы.

Таким образом столь важное для гитлеровской военной машины нефтяное хозяйство Румынии к моменту разбойничьего нападения Гитлера на Советский Союз оказалось далеко не в блестящем состоянии.

В течение первых же недель войны советские бомбардировщики нанесли сокрушающие удары как по нефтяному центру Плоешти, так и по крупным портам Констанца, Галац и другим. Только в течение одной недели июля советской авиацией были уничтожены сотни тысяч тонн различных нефтепродуктов. Разрушены и повреждены нефтеперегонные заводы, подвижной железнодорожный состав и большое количество автоцистерн. По мнению специалистов, даже в случае немедленного получения материалов и машин (что в нынешних условиях, разумеется, невозможно) на восстановление нормальной работы заводов понадобилось бы не менее полугода. Добыча и переработка нефти резко падает.

Огромные разрушения причинены налетами советской авиации в Констанце, где сосредоточены крупнейшие нефтехранилища. Под ударами советских самолетов находится и судоходство по Дунаю – основной артерии, соединяющей Германию с ее вассалами. Бомбардировками портов Сулины и Галаца основательно разрушены плотина и землечерпалки. В результате этих разрушений прекращены дноуглубительные работы, что ставит под угрозу транспортировку нефтепродуктов по Дунаю. Метким огнем наших славных летчиков систематически взрываются баржи с нефтью, плывущие по реке.

Румынский народ не хочет воевать с СССР. Он ненавидит фашистских захватчиков и их лакея Антонеску, рассматривающих румын только как пушечное мясо и рабочий скот. Различными способами население Румынии все активнее выражает свою ненависть к фашистским поработителям. Учащаются акты саботажа в нефтяной промышленности.

Мощь советской авиации и борьба румынского народа против фашистских оккупантов делают все менее надежным использование румынской нефти германским фашизмом. Потеря этого источника снабжения горючим ускорит разгром гитлеровской Германии.

^