Это был бывший участковый агроном И. Саполнов.
С рабским подобострастием принял он от немецкого офицера, часть которого оккупировала Т., так называемое «Служебное наставление начальнику бывшего колхоза» и «Поручение», удостоверяющее его назначение на эту должность.
В «Поручении» Саполнову давались полномочия любыми средствами организовать уборку урожая для сдачи его немцам и, между прочим, указывалось, что «сопротивление и саботаж приказа начальника будут наказываться расстрелом».
Получив «Поручение» и «Наставление», Саполнов так же подобострастно принялся за выполнение заданий врага. Он на следующий же день созвал собрание колхозников, на котором от имени немецко-фашистского командования потребовал немедленного поголовного выхода всех женщин и мужчин в поле. Это предложение колхозники встретили враждебно, заявив, что они не хотят работать на фашистов. Тогда Саполнов снова зачитал им «Наставление» и пригрозил:
– Обо всех, кто не выйдет в поле, я доложу немецким властям. Тогда пеняйте на себя.
Угрозы, однако, не помогли. Колхозники категорически отказались выйти в поле. Тогда немцы реквизировали колхозных лошадей и перерезали свиней, принадлежащих колхозникам. Вызвав к себе «начальника», немецкий офицер в один из дней потребовал у него молока для солдат. Готовый к услугам Саполнов под угрозами отобрал у колхозников весь надой и лично отвез немцам на кухню.
Части Красной Армии скоро выбили немцев из Т., и село снова стало советским. Произошло это так быстро и неожиданно, что «начальник бывшего колхоза» не успел ни скрыться, ни уйти с немцами. Вчера Саполнов предстал перед судом Военного трибунала.
Изменник просчитался, как просчитались и его хозяева. Село Т. снова стало колхозным, и колхозники, избавленные от фашистского «начальника», вышли убирать свой урожай.
Выродок Саполнов И., продавшийся фашистам, приговорен трибуналом Московского военного округа под председательством бригвоенюриста т. Романовского, в составе военюристов 3-го ранга тт. Сыантовича и Будрина, при секретаре военюристе 3-го ранга т. Гриневе к расстрелу с конфискацией всего личного имущества.