ПРЕССА ВОЙНЫ 1941-1945
Россия
1.10.2020
Москва
к списку
Производственное обучение новых кадров рабочих
На смену рабочим, ушедшим на фронт, – на фабрики и заводы, в рудники и шахты пришло новое пополнение тружеников. Преисполненные пламенной любовью к родине и священной ненавистью к врагу, миллионы отцов, матерей, жен, сестер воинов нашей страны заняли их места у станков, у домен и мартенов, на паровозах, тракторах и автомобилях.

Эти люди пришли в промышленность, на транспорт, в сельское хозяйство, об'единенные одной целью – сделать все для родины, для фронта, чтобы разгромить врага. И, они прилагают к этому все усилия, стремясь в возможно более короткий срок овладеть новым делом, быстрее освоить квалификацию, стать максимально полезными для производства. На Усть-Катавеком металлургическом заводе (Челябинская область) места многих формовщиков литейного цеха заняли женщины, многие из которых лишь с началом войны пришли на производство. Добросовестное отношение к делу, упорство в достижении цели позволяют им в сравнительно короткий срок овладеть сложной профессией формовщика.

Однако нельзя не учитывать того обстоятельства, что огромное большинство новых рабочих и работниц – это молодежь или люди, до того просто не знавшие производства. Вот почему с первого же дня они должны почувствовать, ощутить заботу и помощь коллектива. Новых рабочих надо учить, учить настойчиво и планомерно. Думать, что можно «в два счета» сделать из неквалифицированного рабочего мастера сложного дела, ошибочно, несерьезно. Учеба, притом систематическая, с применением самых разнообразных методов освоения станков, механизмов, приспособлений – непременное условие действительного приобщения новых рабочих к той или иной профессии, специальности.

Практика наших предприятий знает немало эффективных методов производственного обучения новых кадров рабочих – в цехе, на заводе. Это – индивидуальное прикрепление новичков к старым квалифицированным рабочим. Такое обучение можно вести в небольших по своему составу стахановских школах, где сами стахановцы–практики лучше всяких учебников помогут молодым рабочим освоить новую для них работу. Оправдали себя и краткосрочные курсы, специально организуемые для подготовки новых кадров непосредственно на производстве, где теоретическое обучение неразрывно связано с практическим освоением техники. Словом, весь богатейший опыт нашей социалистической промышленности по подготовке кадров должен быть использован в деле быстрого обучения нового пополнения рабочего класса.

На заводе «Красный Аксай» (Ростов-на-Дону) старый строгальщик тов. Мирошниченко, взяв шефство над молодыми рабочими, сумел советом, консультацией, показом помочь им за непродолжительный срок освоить новую профессию. В ремонтно-механическом цехе этого же завода за короткое время обучено сложным профессиям 11 молодых рабочих, в инструментальном – 26. На Выксунском машиностроительном заводе уже подготовлено в порядке индивидуального ученичества больше 50 рабочих, а сейчас готовится еще 100.

Исключительно ответственна роль в подготовке новых кадров командиров производства – начальников цехов, пролетов, участков, а также инженерно-технических работников. Там, где командиры производства проявляют настоящую заботу о воспитании новых рабочих, где они, не считаясь со временем, сами организуют производственное обучение и систематически руководят им, – там подготовка кадров идет успешно. К сожалению, кое-где хозяйственные руководители все еще не осознали, что они в первую очередь отвечают за правильное использование нового пополнения, за рост квалификации молодых рабочих и работниц. Так было, например, в Дзержинске (Горьковская область), где на одном из важных строительств молодые слесари-выпускники школы фабрично-заводского обучения долго не могли получить ни инструктажа, ни работы но специальности. Не ясно ли, что столь пренебрежительное отношение к новым кадрам, особенно в условиях военного времени, является совершенно недопустимым!

Хорошая, высокопроизводительная работа предполагает высокое качество вырабатываемой продукции. Каждый рабочий, в том числе и новый, должен давать изделия, безупречные по своему качеству. Этой стороне воспитания новых кадров должно быть уделено самое серьезное внимание. Необходимо довести до сознания каждого нового рабочего ту мысль, что брак, нетерпимый вообще, в условиях военного времени является тягчайшим преступлением перед родиной.

В этой же связи стоит вопрос о привитии новым кадрам навыков строжайшей бережливости и экономии. Беречь народное достояние, бережно расходовать каждый грамм материалов – священный долг каждого рабочего, особенно во время войны, и новые люди должны твердо усвоить эту заповедь.

Громадная армия новых работников промышленности и сельского хозяйства призвана решать задачи огромной государственной важности. Война требует много вооружения, много топлива, руды, сырья, много сельскохозяйственной продукции. Дать все необходимое фронту – первейший долг всех, работающих в тылу. С помощью старых кадров новое пополнение рабочего класса с энтузиазмом и самоотверженностью, присущими советскому народу, будет работать над тем, чтобы материальные ресурсы нашей страны все возрастали, чтобы наши удары по врагу были все сокрушительнее.

Подготовил Пётр Андриянов, источник текста: Милитера (Военная литература)
^